известное право на существование.
Для большинства из нас мир без внутреннего убежища в минуту пол-
ной утраты всех внешних социальных личностей был бы какой-то ужасной
бездной. Я говорю для большинства из нас, ибо индивиды, вероятно,
весьма различаются по степени чувств, какие они способны переживать по
отношению к Идеальному Существу. В сознании одних лиц эти чувства иг-
рают более существенную роль, чем в сознании других. Наиболее одарен-
ные этими чувствами люди, наверное, наиболее религиозны. Но я уверен,
что даже те, которые утверждают, будто совершенно лишены их, обманы-
вают себя и на самом деле хоть в некоторой степени обладают этими чувст-
вами. Только нестадные животные, вероятно, совершенно лишены этого
чувства. Может быть, никто не в состоянии приносить жертвы во имя права,
не олицетворяя до некоторой степени принцип права, ради которого совер-
шается известная жертва, не ожидая от него благодарности.
Другими словами, полнейший социальный альтруизм едва ли может
существовать; полнейшее социальное самоубийство едва ли когда приходи-
ло человеку в голову.
Теологическое значение забот о своей личности. На основании био-
логических принципов легко показать, почему мы были наделены влече-
ниями к самосохранению и эмоциями довольства и недовольства собой,
Для каждого человека, прежде всего его собственное тело, затем
его ближайшие друзья и, наконец, духовные склонности должны являться в
высшей степени ценными объектами. Начать с того, что каждый человек,
чтобы существовать, должен иметь известный минимум эгоизма в форме
инстинктов телесного самосохранения. Этот минимум эгоизма должен слу-
жить подкладкой для всех дальнейших сознательных актов, для самоотрече-
ния и еще более утонченных форм эгоизма. Если не прямо, то путем пере-
живания приспособленнейшего все духи привыкли принимать живейший
интерес в участии своих телесных оболочек, хотя и независимо от интереса
к чистому я, интереса, которым они также обладают.
Нечто подобное можно наблюдать и по отношению к судьбам нашей
личности в воображении других лиц. Я бы теперь не существовал, если бы
не научился понимать одобрительные или неодобрительные выражения лиц,
среди которых протекает моя жизнь. Презрительные же взгляды, которые
окружающие меня люди бросают друг на друга, не должны производить на
меня особенно сильного впечатления. Мои духовные силы также должны
интересовать меня более чем духовные силы окружающих, и на том же ос-
новании. Меня бы не было в той среде, где я теперь нахожусь, если бы я не
влиял культурным образом на других и не оказывал бы им поддержки. При
этом закон природы, научивший меня однажды дорожить людскими отно-
шениями, с тех пор навсегда заставляет меня дорожить ими.
Телесная, социальная и духовная личности образуют естественную
личность. Но все они являются, собственно говоря, объектами мысли, кото-
рая во всякое время совершает свой процесс познания; поэтому при всей
правильности эволюционной и биологической точек зрения нет оснований
думать почему бы тот или другой объект не мог первичным инстинктивным
образом зародить в нас страсть или интерес. Явление страсти по происхож-
дению и сущности всегда одно и то же, независимо от конечной цели; что
именно в данном случае является объектом наших стремлений
- это дело
простого факта. Я могу в такой же степени и так же инстинктивно быть ув-
|