всего меньше найдете вкус чистой лимонной кислоты, с одной стороны, и
вкус сахарной сладости - с другой. Этих вкусов совершенно нет в лимонаде.
Есть в лимонаде вкус, напоминающий до известной степени и лимон, и са-
хар, но этот вкус представляет во всяком случае своеобразное состояние
сознания.
Раздельные состояния сознания не могут смешиваться. Мысль, будто
наши идеи суть лишь сочетания более мелких элементов сознания, не толь-
ко невероятна - она заключает в себе логическую невозможность. Высказы-
вающие эту мысль упускают из виду характернейшие черты, какие нам из-
вестны относительно сочетаний.
Все известные нам комбинации представляют собой результат воздей-
ствий, оказываемых единицами (которые мы называем входящими в комби-
нации) на некоторую сущность, отличающуюся от них самих. Без этого
представления посредствующего фактора понятие комбинации не имеет
смысла.
Другими словами, сущности (назовете ли вы их силами, ма-
териальными частицами или психическими элементами) не могут слагаться
сами по себе друг с другом в нечто качественно новое; как бы ни было вели-
ко их число. Каждое в сумме или остается тем, чем оно было, и сумма ка-
жется существующей сама по себе только для постороннего зрителя, кото-
рый упустил из виду составляющие элементы и рассматривает ее непо-
средственно, лишь как таковую, или же сумма может существовать в виде
фактора, действующего на какую-нибудь другую сущность, внешнюю по
отношению к ней. Мы говорим, что Н2, и О дают воду и тем самым прояв-
ляют новые свойства, но эта вода есть не что иное, как прежние атомы в но-
вом расположении: Н-О-Н; новые свойства заключаются только в комбини-
рованном действии, производимом атомами в их новом расположении (в ви-
де воды) на внешнюю среду, например, на наши органы чувств и на различ-
ные реагенты, в которых проявляются химические свойства воды. Совер-
шенно таким же образом силы многих людей суммируются, когда они все
вместе тянут за веревку, силы множества мышечных волокон суммируются,
прилагаясь к одному сухожилию.
В параллелограмме сил не силы слагаются в равнодействующую диа-
гональ, но тело, на которое они действуют, перемещается по направлению
равнодействующей. Равным образом и музыкальные звуки не сочетаются
сами по себе в консонансы или диссонансы. Консонансы и диссонансы суть
названия для комбинированных воздействий звуков на внешнюю среду - на
ухо.
Когда за элементарные единицы принимают ощущения, то суть дела
остается неизменной. Возьмите сотню их, смешайте, соедините как можно
теснее (если это может что-нибудь значить)
и все же каждое ощущение
останется тем же, чем оно было, замкнутым в самом себе, слепым, чуждым
по отношению к другим ощущениям и к их значению. Образовав подобную
группу из 100 ощущений, мы получим некоторое 101-е ощущение, возник-
нет новый акт сознания, обнимающий группу как таковую и представляю-
щий совершенно новый факт. В силу какого-нибудь курьезного закона при-
роды 100 первоначальных ощущений в отдельности могли бы предварять их
творческий синтез (мы ведь часто знакомимся со слагаемыми элементами,
прежде чем встретим их объединенными в сумму), но реального тождества
между ними и их суммой и наоборот нет; нельзя вывести одно из другого
|