лась бы также и познающим субъектом. <...> Вполне объяснить допущение
души невозможно, но оно может фигурировать в психологии лишь как пер-
вичный, неразложимый далее факт.
Но имеются другие мотивы в пользу допущения души в психологии,
важнейший из них - это чувство личного тождества.
Чувство личного тождества. В предшествующей главе мы показали,
что мысли, существование которых достоверно, не носятся беспорядочно в
нашей голове, но кажутся принадлежащими тому, а не другому определен-
ному лицу. Каждая мысль среди множества других может отличить родст-
венную от чуждых ей. Родственные мысли как будто живо чувствуют свое
родство, чего вовсе нельзя сказать про мысли, чуждые одна другой; в ре-
зультате моя вчерашняя личность чувствуется тождественной с моей лично-
стью, умозаключающей в данную минуту. Как чисто субъективное явление,
это суждение не представляет ничего особенно таинственного. Оно принад-
лежит к большому классу суждений о тождестве, и нисколько не более заме-
чательно выражение мысли о тождестве в первом лице, чем во втором или
третьем; умственный процесс представляется по существу тождественным,
скажу ли я: "Я тождествен с моей личностью в прошедшем" или: "Это перо
то же, каким оно было и вчера". Одно так же легко думать, как и противопо-
ложное. Весь вопрос в том, будет ли подобное суждение правильным. Имеет
ли место тождество в данном случае на самом деле?
Тождество в личности как познаваемом элементе. Если в суждении
" Моя личность тождественна с моей вчерашней личностью" мы будем по-
нимать личность в широком смысле слова, то, очевидно, что во многих от-
ношениях она является не тождественной. Как конкретная личность, я отли-
чаюсь от того, чем я был: тогда я был, например, голоден, а теперь сыт; то-
гда гулял - теперь отдыхаю; тогда я был беднее теперь богаче; тогда мо-
ложе - теперь старше и т. д. И тем не менее в других отношениях, которые
мы можем признать наиболее существенными, я не изменился. Мое имя, моя
профессия, мои отношения к окружающим остались теми же; мои способно-
сти и запас памяти не изменились с тех пор заметным образом. Кроме того,
моя тогдашняя и теперешняя личности непрерывны; изменения там проис-
ходили постепенно и никогда не касались сразу всего моего существа.
Таким образом, мое личное тождество с самим собой по характеру ре-
шительно ничем не отличается от тождества, устанавливаемого между ка-
кими-нибудь вещественными агрегатами. Это
умозаключение, основан-
ное или на сходстве в существенных чертах, или на непрерывности сравни-
ваемых явлений. Термин тождество личности должен иметь только то
значение, которое гарантируется указанными основаниями; его не следует
понимать в смысле абсолютного, метафизического единства, в котором
должны стушеваться все различия. Личность в ее настоящем и прошедшем
лишь постольку тождественна, поскольку в ней действительно есть тожде-
ственность
-
не более. Ее тождество
- родовое. Но это родовое тождество
существует со столь же реальными родовыми особенностями, и если с од-
ной точки зрения я представляю одну личность, то с другой я с таким же ос-
нованием могу считаться многими личностями.
То же можно сказать и о признаке непрерывности; он сообщает лично-
сти только единство "сплошности", цельности, некоторое вполне опреде-
ленное эмпирическое свойство - и ничего более.
Тождество в личности как познающем элементе. Вс¸, что до сих пор
|