Отношения между двумя типами ИМ, когда второй имеет нужные дополняющие качества, мы
называем отношениями дополнения, сам процесс дополнения - дуализацией.
Жизнь человека в обществе осложняется его дуальностью и, тем более его 16-типностью, при
которой обзавестись своим вторым полюсом не всегда удается. А без дополнения, т.е.
недуализированный, человек - неспокойное, духовно голодное существо, не имеющее представления, в
чем суть его голода и кто в этом виноват. Он чувствует, что его "не понимают", но кто в этом виновен -
он сам, "трудное детство", супруг или общество - не уверен. В таком состоянии трудно жить в мире со
всем мором, нагромождаются всевозможные конфликты, противоречия, беспричинная агрессивность.
Человек тянется к другим за ответом и часто еще больше запутывается в своих отношениях. Трудно
найти нужное, если сами собой не сложились благоприятные условия и подходящая микросреда.
Для самочувствия человека и функционирования его как общественного организма
исключительно важна психическая структура супруга. Нет отдельной гармонической личности.
Гармонична экзистенция человека, когда он имеет не только любящего, но и психически дополняющего
партнера - дуала. Брак - право не только на сексуального партнера, но и на психическое дополнение и
на продолжение своей личности в другом, на дуализацию психики.
Поэтому один из моментов подготовки молодежи к семье - умение распознавать различия
психических структур для отбора полностью подходящего партнера или приспособления к не полностью
подходящему. При понимании, что неприемлемое поведение для партнера определяется не его волей, а
объективной психической структурой, появляется возможность хотя бы частичного сознательного
приспособления. Кроме того, при сознании, что не полностью удовлетворяющий партнер и сам не
может быть полностью удовлетворен, будет легче искать компромисс.
Более глубокий анализ взаимоотношений молодых людей показал, что психическая структура
определяет не только поведение в браке, но и поведение в добрачной дружбе. То, как человек берется за
инициативу или избегает ее, как он привлекает, кокетничает, как и то, каким образом он подчеркивает
свою сдержанность, независимость, является сложным оборонительным механизмом. Этот механизм в
какой-то мере отгораживает от внимания психологически неподходящего партнера и привлекает
подходящего. Каждая психическая система отвергает другую систему принятия симпатий, другими
словами, психика сама умеет позаботиться о себе, если обстоятельства ей не мешают. К сожалению, этот
механизм предназначен, по-видимому, действовать в условиях, когда молодые люди знакомы с детства,
т.е. с того времени, когда не было опасности перепутать психические и сексуальные потребности. Или
когда ошибки совершались и исправлялись, не расплачиваясь браком. Сегодня к натуральному
предчувствию необходимо добавить немного психологических знаний.
Лишь отношение дополнения дает полную сексуальную совместимость. Но таких браков, как мы
видели, маловато. Нельзя утверждать, что браки заключаются слишком рано. Скорее, люди знакомятся
слишком поздно, когда для проверки характеров уже нет условий. И из-за слишком узкого круга
знакомых - друзей и из-за незнания законов психической совместимости. Поздновато выбирать,
подходит человек по характеру или нет, когда знакомятся люди, которым просто пора вступать в брак,
которые лишь для этого и знакомятся. Сексуальное влечение в этом возрасте не дремлет, оно постоянно
наготове и легко принимается за "настоящую любовь". А ведь каждый от супруга ожидает не чего-то
другого, а только полного психического дополнения и уравновешивания психики.
Как люди с дополняющими психиками воспринимают друг друга? Как самого "человечного"
человека, самого мягкого, гуманного, доступного, отзывчивого. Таким он и является. Кроме того, это
партнер, который всегда знает, что и когда нужно делать, как ответить, что посоветовать, какой шуткой
рассеять напряжение. Который все понимает, всегда умеет поддержать, защитить, никогда не обидит и,
что возможно еще важнее, сам никогда не обижается. При дуале каждый активизируется и чувствует
себя более сильным и более правым. Недулизированный человек постоянно, в проявлении любой
активности, как бы выходит за границы своих возможностей и теряет равновесие. И то, что называется
отдыхом, нужно не столько для восстановления сил, сколько для восстановления равновесия психики.
Многие люди не знают, не чувствуют, что такое дуализация психики, и потому не ищут ее. В
период предбрачной дружбы довольно часто проявляется склонность искать не дуализации спокойным
духовным комфортом, а великой самоотверженности и страданий. Бытует уверенность, что чувство
любви должно сопровождаться духовными страданиями. Но это верно только для тех случаев, когда
|