Navigation bar
  Print document Start Previous page
 22 of 33 
Next page End  

Михаил Ефимович Литвак: «Психологическое айкидо»
22
Когда через месяц вновь была назначена конференция, Л. за пять минут до начала занял
исходную позицию в проходе. В аудиторию вошел О. Hа этот раз диалог протекал так:
О. (напряженно): Смотрите-грязь!
Л. (глядя прямо в глаза О.): Да, грязь!
Hа лице О. недоумение. Он молчит.
Л. (продолжает сочувственно): Вот видите, никому нет дела до чести коллектива. Все
проходят мимо грязи! Приходится вам вникать во все!
О. молчит, но растерянность сменяется недоумением. Чувствуется, что он никак не может
сообразить, что ответить.
Л. (продолжает уже с энтузиазмом. Он понял, что инициатива у него в руках): Если бы я
пришел на 20 минут раньше, я бы организовал уборку. В крайнем случае, я бы убрал сам.
Hичего бы со мной не случилось!
О. (немного приходя в себя, с нарастающим напряжением): Еще чего не хватало! Я знаю,
кто это должен делать! Попросите зайти ко мне в кабинет после лекции Людмилу Прокофьевну
(лаборантку, ответственную за уборку аудитории. — М.Л.)
Комментировать этот диалог достаточно просто. Здесь легко просматриваются приемы
амортизации непосредственной и профилактической. Заслуживает разбора лишь последняя
реплика Л. и ответ на нее. Л. в ней верно использовал феномен идентификации, когда сам
предложил подмести аудиторию. В связи с тем, что и Л. и О. принадлежат к
профессорско-преподавательскому составу, то в голове, а может быть, в подсознании у
заведующего кафедрой возникла мысль, что скоро и ему придется убирать помещение. Поэтому
его реакция для Л. не была неожиданной.
Использование техники амортизации позволило Л. довольно быстро наладить отношения
с начальством. Я до сих пор поддерживаю дружеские отношения с ним. Он уже защитил
кандидатскую диссертацию, близка к завершению и докторская. Без налаженных отношений
сделать это было бы невозможно. Удовлетворяет его и то, что ему для этого не пришлось
пресмыкаться.
Еще один случай непосредственной и профилактической амортизации рассказал мне P.,
мой бывший пациент 25 лет, инвалид II группы по черепно-мозговой травме, который после
16-ти дневного обучения приемам психологической борьбы в стационаре избавился не только
от тиков, которыми страдал 15 лет, но и приобрел навыки общения, круто изменившие его
характер и жизненные обстоятельства в лучшую сторону. Послушайте его рассказ.
После выписки из больницы моя жизнь пошла по-другому. Я перестал дергать рукой,
т.е. избавился от навязчивого движения, к которому настолько привык, что считал
невозможным прекратить его когда-нибудь. Тогда у меня мелькнула мысль: если я избавился от
этого, видимо, я могу избавиться от других мешающих мне вещей. Во всяком случае стоит
попробовать, ведь у меня уже появился хороший опыт, опровергнувший мой представления о
самом себе.
Hа работе я попросил четко определить круг моих обязанностей с учетом моего состояния
здоровья (профилактическая амортизация. — М.Л.). Раньше он был весьма расплывчатым, в
него можно было включить что угодно. Это вызывало различные нарекания в мой адрес со
стороны начальства. Теперь я проявил твердость, завел специальный дневник, где стал
записывать план работы, который заранее согласовывал с руководством. Теперь на
необоснованные требования я мог спокойно ответить: «Все идет по плану, я точен и
аккуратен». И дела пошли в гору. Я довольно быстро написал статью по своей теме, отношения
с руководством наладились, я приобрел уверенность в себе.
Амортизация в общественной жизни
Вернемся к рассказу Р.
Кроме того, я наладил отношения со многими людьми, с которыми раньше был в
выраженной конфронтации. Так, я смело пошел в дом, где меня ненавидели, и, применяя
технику отставленной амортизации, изменил отношение хозяев ко мне. Любить они меня,
Hosted by uCoz