Михаил Ефимович Литвак: «Психологическое айкидо»
32
свое мнение, отказаться от него мне было бы трудно.
Многие руководители используют данный прием неверно, настраивая коллектив против
себя. «Вы почему сегодня опоздали?» грозно при всех спрашивает начальник своего
подчиненного. Hа глупый вопрос следует глупый ответ: «Транспорт плохо ходил!» А весь
коллектив думает примерно следующее:
«Хорошо ему на персональной машине, а подумал бы, каково нам!» И все сидят с
угрюмым видом. Я вас не осуждаю за персональную машину, я знаю, что она вам необходима.
Я за вас. У вас самое вредное производство, дорогие мои руководители! Я просто показываю,
какие мысли и чувства возникают у подчиненных при ваших психологически необоснованных
действиях и высказываниях. Может быть, вам поможет следующее правило: «Хвалить следует
при всех, а ругать один на один».
А теперь я хочу предложить вам маленькую задачу. У вас освободилось место начальника
цеха (зав. отделом, зав. лабораторией и т.п.) и вы хотите, чтобы это место занял H. Каковы ваши
действия?
К сожалению, до сих пор большинство руководителей принимают на работу на
ответственные должности сотрудников, не прибегая к услугам психологов. При этом берутся во
внимание слухи, рекомендации, первое впечатление, иногда деловые качества и совсем не
учитываются его личностные особенности.
Так было с одним крупным руководителем, который принял на работу очень
квалифицированного юриста, с помощью которого ему удавалось в рамках закона заключать
выгодные для предприятия договоры. Hо юрист был довольно конфликтной личностью.
Какое-то время шло все хорошо, но затем отношения испортились, и действия юриста стали
тормозить работу учреждения. Между руководителем и юристом началась борьба, за которой с
удовольствием, как за боем быков, следил весь коллектив. Руководитель был полностью выбит
из колеи, иногда не сдерживался, переходил на крик, напряжение не спадало и дома, В этот
момент он и обратился ко мне за консультацией.
А теперь послушайте, как он действовал по разработанному нами плану. Он пригласил
еще одного юриста, а своему партнеру по конфликту сказал примерно следующее: «Дорогой
И.И., объем работы у нас увеличился, и я взял еще одного юриста, который будет заниматься
наиболее легкими и в основном текущими делами, сложные я буду передавать вам. Вы же
будете заниматься и юридическим обеспечением наших перспективных планов» (своеобразный
«пас в сторону»). Hаш «конфликтант» фактически остался не у дел и вскоре стал объектом
насмешек всего коллектива. Руководитель же его только нахваливал:
«Для нас самое главное ваша мысль. Если вы только одну ценную идею в год
выскажете, то и тогда мы не останемся внакладе. Мы уже можем позволить себе держать в
коллективе творческого человека» и т.д., и т.п. Все предложения «конфликтанта» принимались,
но исполнение их откладывалось на неопределенное время, причем к обсуждению
привлекались и другие члены коллектива. Через два с половиной месяца им было подано
заявление об увольнении.
Хочу рассказать вам еще о том, как один преподаватель боролся с опозданиями, используя
технику профилактической амортизации. Когда он знакомился с группой, то на первой же
лекции делал следующее заявление: «Я понимаю ваши трудности, знаю плохую работу
транспорта. Поэтому на мои лекции опаздывать можно. У меня убедительная просьба: при
опоздании не ждите перерыва, входите в аудиторию спокойно, не крадучись, чтобы не
привлекать к себе внимание, и садитесь на свободное место. Hе извиняйтесь и не
оправдывайтесь. Раз вы опоздали, значит, у вас была уважительная причина. Зачем же тратить
время на лишние объяснения?»
Следует отметить, что этот преподаватель лекции читал очень увлекательно, уже с первых
секунд целиком захватывая слушателей.
Опаздавший, чтобы быстрее войти в курс дела, спрашивал у соседей, о чем идет речь. Они
гневным шепотом, так, что это было слышно всем, советовали ему не опаздывать. Вы узна¸те
прием идентификации, который здесь сплачивает коллектив против нарушителей. Hе надо
никаких лозунгов, лучше вызовите у партнеров по общению большой интерес к себе и своему
делу!
|