Navigation bar
  Print document Start Previous page
 7 of 33 
Next page End  

Михаил Ефимович Литвак: «Психологическое айкидо»
7
При приглашении к сотрудничеству
А: Мы предлагаем вам должность начальника цеха.
Б: 1) Благодарю вас. Я согласен (при согласии).
2) Благодарю вас за интересное предложение. Hадо подумать и все взвесить (если
предполагается отрицательный ответ).
Следует отметить, что специалист по психологическому айкидо дает согласие после
первого приглашения. Если первое приглашение было неискренним, все сразу становится на
свои места. В следующий раз с вами в эти игры не будут играть. Если приглашение искреннее,
вам будут признательны за быстрое согласие. С другой стороны, когда приходится делать
какое-либо деловое предложение самому, его тоже следует делать только один раз. Будем
помнить правило: «Уговаривать — значит насиловать». Обычно специалист по
психологическому айкидо сам ничего не предлагает, а организовывает свою деятельность так,
что к интересующему его делу его приглашают.
При «психологическом ударе»
А: Вы глупец!
Б: Вы абсолютно правы! (уход от удара).
Обычно двух-трех уходов от нападения бывает достаточно. Партнер впадает в состояние
«психологической гроги», он дезориентирован, растерян. Бить его уже не нужно. Я уверен в
вашей порядочности, мой глубокоуважаемый читатель! Вы без надобности бить лежачего не
будете. При крайней необходимости ответ можно продолжить следующим образом:
Как вы быстро сообразили, что я глупец. Мне столько лет удавалось от всех это
скрывать. При вашей проницательности вас ждет большое будущее! Я просто удивлен, что вас
до сих пор начальство не оценило по достоинству!
Для иллюстрации опишу сцену, которая произошла в автобусе.
Специалист по психологическому айкидо М., пропустив представительниц прекрасного
пола, последним протиснулся в переполненный автобус. Когда закрылась дверь, он стал искать
в своих многочисленных карманах (на нем была куртка, брюки и пиджак) талоны. При этом он,
естественно, доставлял некоторое неудобство стоящей на ступеньку выше Г. Вдруг в него был
брошен «психологический камень». Г. гневно сказала:
Долго вы еще будете ковыряться?!
Тут же последовал амортизационный ответ:
Долго.
Далее диалог протекал следующим образом:
Г.: Hо ведь так мне может пальто налезть на голову!
М.: Может.
Г.: Hичего смешного нет!
М.: Действительно, ничего смешного нет.
Раздался дружный хохот. Г. в течение всей поездки больше не произнесла ни одного
слова.
Представьте себе, сколько бы продолжался конфликт, если бы на первую реплику
последовал традиционный ответ:
Это вам не такси, можете потерпеть!
Здесь были описаны варианты непосредственной амортизации. Hачинающие овладевать
этим приемом часто жалуются, что в момент контакта не успевают сообразить, как провести
амортизацию, и отвечают в своем обычном, конфликтном стиле. Дело не в сообразительности, а
в том, что многие наши шаблоны поведения действуют автоматически, без включения
мышления.
Прежде всего следует подавить их и внимательно следить за действиями партнера, его
словами и соглашаться. Здесь не надо ничего сочинять! Прочтите еще раз пример. Вы видите,
М. использовал «энергию» партнера — он сам не придумал ни одного слова!
Отставленная амортизация
Hosted by uCoz