Navigation bar
  Print document Start Previous page
 1003 of 1766 
Next page End  

Tolman, Drives toward war, 1942.)
Аддикции
Аддикции к табаку, алкоголю и др. веществам представляют особый интерес потому, что они
драматическим образом раскрывают определенные особенности психологии приобретенной мотивации.
Мотивационная сила аддикций очевидна: они могут приводить к смертельному исходу, но даже такая
угроза зачастую не вызывает их прекращения. Устойчивые аддикций, несомненно, отражают изменения
в физиол. наркомана, вероятно, связанные с изменениями характера функционирования нервных путей.
Но в то же самое время аддикций совершенно очевидно яв-ся приобретенными. Это свидетельствует о
той власти, к-рую иногда опыт может приобретать над биолог. процессами.
Механизм приобретения аддикции, по-видимому, включает две стадии. На первой стадии
будущий наркоман экспериментирует с этим веществом из любопытства или уступая давлению
сверстников, либо по нек-рым др. причинам, к-рые вскоре оказываются второстепенными. В случае нек-
рых наркотиков, наподобие опиатов, оказывается достаточным всего неск. приемов, чтобы оставить
индивидуума с необычайно мощной жаждой повторения после первоначальной эйфории, вызванной
приемом наркотика. Единственными способами ослабить эту жажду яв-ся или болезненное ожидание ее
постепенного стихания или принятие новой дозы данного вещества. Люди, становящиеся наркоманами,
выбирают эту последнюю альтернативу, возобновляя тем самым порочный круг: наркотик — эйфория
— мучительная жажда — снова наркотик. С т. зр. теории научения, такой процесс яв-ся
разновидностью оперантного или инструментального научения, при к-ром освобождение от жажды и
доставляемые воздержанием страдания играют большую роль, чем положительно подкрепляющий
эйфорический опыт, инициируемый наркотиком.
Мотивация и эмоции
Литература по различным П. п. и наркотическим аддикциям обеспечивает самый прямой путь к
пониманию методологической позиции. Хотя в обыденной речи и в нек-рых психол. теориях
проводится различие между мотивами и эмоциями, представляется очевидным, что эти термины
характеризуют различные аспекты одного и того же процесса. Мотивация относится к способности
приобретенного драйва стимулировать определенные виды поведения, гл. обр. те, к-рые позволяют
добиваться определенных целей: освобождение от страха, нахождение рядом с родителем, достижение
нек-рых соц. целей или избежание синдрома абстиненции. Эмоция относится к субъективным
переживаниям, связанным с вызыванием этих состояний.
Эти аспекты максимально полно интегрированы в теории процесса-оппонента, предложенной Р.
Л. Соломоном в качестве теории эмоций. Ключевые идеи этой теории заключаются в следующем: а)
условия, вызывающие нек-рое мотивационное/эмоциональное состояние (состояние А), тж вызывают
медленнее действующее противоположное состояние (состояние Б); б) состояние Б яв-ся «ведомым»
состоянием, появляющимся как неизбежное сопровождение состояния А; в) прекращение действия
инициирующих первичную эмоцию условий оставляет состояние Б в качестве единственного
доминирующего эмоционального состояния индивидуума; г) состояние Б, но не состояние А,
усиливается с использованием и ослабляется с неиспользованием.
Соломон и др. применили теорию процесса-оппонента к объяснению различных
мотивационных/эмоциональных реакций. Эта теория позволяет осуществлять детальный анализ такого
поведения и обеспечивает средства для понимания изменений в таких реакциях после многократной
актуализации эмоции. В случае аддикции к опиатам, напр., первичным эффектом от приема наркотика
(состояние А) яв-ся ощущение эйфории, «стремительного подъема», а когда наркотик перестает
оказывать воздействие, его противоположным эффектом (состояние Б) становится жажда. По мере
продолжения использования и усиления состояния Б, эффект от приема наркотика оказывается все
менее интенсивным и часто описывается как ощущение умиротворенности. Вместе с тем все более
интенсивным становится его противоположный эффект — мучительно-болезненный набор симптомов
абстиненции. Сходные соображения могут применяться к др. эмоциональным переживаниям.
См. также Классическое обусловливание, Функциональная автономия, Выработка условных
рефлексов высших порядков, Специфические пищевые потребности
Г. А. Кимбл
Приучение к горшку (toilet training)
Практика приучения детей к горшку служит причиной множества тревог и огорчений родителей
Hosted by uCoz