Navigation bar
  Print document Start Previous page
 1005 of 1766 
Next page End  

можно снизить, уменьшая дисперсию внутри выборки или усиливая эксперим. воздействие.
Поскольку вероятность ошибки одного рода уменьшается по мере увеличения вероятности
ошибки др. рода, исследователь должен решить, какая из них в данной ситуации предпочтительнее. В
тех случаях, когда категоризация случайного различия как истинного обходится слишком дорого,
может быть выбран консервативный подход, состоящий в установлении более низкого уровня
значимости. Наоборот, в тех случаях, когда было бы накладно проглядеть любые многообещающие
«вести», может устанавливаться более высокий уровень значимости, с тем чтобы уменьшить
вероятность ошибки II рода.
Мощность статистического критерия определяется вероятностью правильного отклонения
гипотезы об отсутствии различия. Она равна 1 минус вероятность ошибки II рода. Мощность
статистического критерия можно увеличить с помощью вышеупомянутых методов уменьшения
вероятности ошибки II рода.
Статистическая значимость не яв-ся синонимом практ. значимости. Решение о практ. значимости
принимается независимо от статистических методов и только теми, кто хорошо разбирается в
специфической ситуации, в к-рой результаты исслед. могли бы найти применение.
См. также Методология (научных) исследований, Статистический вывод
Дж. К. Локвуд
Проверка нулевой гипотезы (null hypothesis testing)
Научное исслед. начинается с идеи о том, что определенное утверждение, вероятно, истинно.
Это утверждение, независимо от его формы или сложности, наз. первоначальной (исходной) гипотезой.
Каждое такое утверждение допускает противоположное утверждение, наз. нулевой гипотезой.
При анализе полученных в исслед. данных принимается решение либо отвернуть, либо принять
нулевую гипотезу. (Строго говоря, нулевая гипотеза в действительности не принимается; нам просто не
удается ее отвергнуть. Это различие часто смазано.)
Рассмотрим следующее утверждение: при воздействии А меньше людей будет удовлетворять
заданному критерию (чему-то научится, выздоровеет, получит вознаграждение), чем при воздействии В.
В этом случае нулевая гипотеза может звучать так: доля лиц, удовлетворяющих критерию в группах А и
В, одинакова. Ее невозможно подтвердить собранными фактами. Наступает момент, когда одной
интуиции недостаточно: требуется их специальный анализ, осн. на теории вероятностей.
Наш поясняющий пример дает возможность обозначить следующие осн. принципы и термины.
1. Люди составляют выборку из более широкой (генеральной) совокупности. Нулевая гипотеза
относится к этой совокупности, а не к выборке. Применительно к генеральной совокупности данная
гипотеза о полном отсутствии различий является либо истинной, либо ложной.
2. Различие значимо, если вероятность его получения в выборке при условии истинности
нулевой гипотезы достаточно мала.
3. Исследователь решает, будет ли результат достаточно значимым, рассматривая риск ошибки
двоякого рода. Существует 4 возможных варианта такого решения: а) правильно принимается истинная
гипотеза; б) ошибочно отклоняется истинная гипотеза (ошибка I рода); в) ошибочно принимается
ложная гипотеза (ошибка II рода); г) правильно отклоняется ложная гипотеза. При принятии решения
исследователю следует учитывать относительную важность двух этих ошибок и соотв. им вероятности,
а не бездумно принимать ошибку I рода равной 0,05 или менее как значимую.
4. Нулевая гипотеза всегда яв-ся ненаправленной, тогда как исходная гипотеза может быть как
ненаправленной, так и направленной. При этих условиях (направленная или ненаправленная исходная
гипотеза) могут существовать нек-рые разногласия по поводу определения уровней значимости.
См. также Проверка гипотезы, Вероятность, Статистический вывод, Статистика в
психологии
Р. М. Гийон
Прогноз академической успеваемости будущих студентов (college academic prediction)
Термином college academic prediction принято обозначать процедуру прогнозирования
успешности или неуспешности конкретного лица в обучении на основе информ., имеющейся на момент
поступления в колледж. Различные ин-ты и исследователи используют с этой целью различные
комбинации оценок из школьных аттестатов, тестов способностей, тестов достижений и тестов
Hosted by uCoz