Navigation bar
  Print document Start Previous page
 1009 of 1766 
Next page End  

П. у. в его наиболее строгом значении определяется как непосещение уч-ся школы без ведома
или разрешения родителей. Однако чаще всего под П. у. понимаются пропуски уч-ся занятий без
уважительных причин, независимо от того, знают ли об этом родители и как они к этому относятся.
Данные исслед. однозначно указывают на семейные факторы как на причины, лежащие в основе
П. у. Оказалось, что показатели школьных прогулов значимо связаны с низким социоэкономическим
статусом семьи, к-рый проявляется в превышении среднестатистических норм по разным параметрам,
напр., размер семьи, бедность и плохие жилищные условия. В целом поведение прогульщиков в школе
характеризуется академической неуспеваемостью, дисциплинарными нарушениями, неприязнью к
школе, ощущением фрустрации и частыми пропусками уроков уже с первых лет обучения в школе.
Коррекционные усилия в отношении прогулов опираются на теорию делинквентности Дрейкурса,
предложившего концептуальное описание «механизма совладания». Согласно этой теории, проблемное
поведение проистекает из ощущения собственной неполноценности и является неадекватной попыткой
ребенка компенсировать отсутствие успеха в школе.
См. также Школьная адаптация
Ч. Хьюбер
Продуктивное мышление (productive thinking)
М. Вертгеймер посвятил всю свою научную работу двум сферам: восприятию и мышлению. Он
сформулировал ряд постулатов, к-рые определяли границы области «подлинных, красивых, ясных,
чистых продуктивных процессов». Во-первых, внешними факторами, затрудняющими эти процессы, яв-
ся слепые привычки, предубеждения, личные интересы и определенные виды школьной муштры. Во-
вторых, эти процессы характеризуются тж определенными операциями, такими как группировка,
центрирование и реорганизация. В-третьих, эти операции вполне естественны. Они логически
определяются структурными требованиями проблемы и относятся к целостным характеристикам. В
четвертых, более традиционные операции, к-рые тж вовлечены в эти процессы, функционируют
сходным образом по отношению к характеристикам целого. В-пятых, эти процессы не носят характера
простого суммирования, т. е. последовательности отдельных, случайных событий, в к-рых и возникают
ассоциации или производятся операции. Мыслительные процессы отнюдь не произвольны по своей
сути. Эти процессы обладают на удивление стройной, внутренней логикой развития, к-рая часто может
быть обнаружена только ретроспективно. В-шестых, продуктивные процессы требуют не только
частичных, кусочных фактических истин, но и «структурной истины». Одним из случаев, к-рый
Вертгеймер использовал для иллюстрации П. м., была реальная история с Карлом Фридрихом Гауссом,
с детства необыкновенно одаренным в области математики. В возрасте трех лет Гаусс уже исправлял
счета отца. Наиболее широко известный случай, демонстрирующий гениальность Гаусса, произошел,
когда тому было 6 лет. Его учитель устроил классу соревнование, с целью посмотреть, кто из учеников
первым найдет сумму 1 +2 + 3 + 4 + 5 + 6 + + 7 + 8 + 9 + 10. Пока все др. ученики занимались
сложением чисел, Гаусс обнаружил, что 1 + 10 = 11, и 2 + 9 = 11, и так далее. Он определил, что имеется
5 таких пар, и что 5 раз по 11 равно 55. Этот пример демонстрирует реорганизацию числового ряда в
свете конкретной задачи. Реорганизация происходит, когда индивидуум начинает схватывать
внутренние отношения между компонентами и их полной структурой.
В сущности, мышление требует, чтобы а) все проблемные ситуации рассматривались структурно
и чтобы с ними обращались соответственно, как со структурам»; б) чтобы производились операции
структурной группировки и выделения; в) чтобы операции усматривались и применялись в своих
местах в структуре; г) чтобы использовалась структурная транспонируемость (для отделения
структурно периферических от фундаментальных характеристик) и д) чтобы осуществлялся поиск
структурной (соответствующей целому), а не кусочной (соответствующей части) истины.
См. также Абстрактный интеллект, Когнитивная сложность, Математически одаренные дети
Р. А. Прентки
Проект «Талант» (project talent)
П. «Т.» был начат в 1960 г. Дж. Фланаганом и его коллегами с целью изучения
профессиональных аттитюдов и способностей, карьерных целей и консультационной поддержки
учащихся средних школ США. Св. 400 тыс. учащихся из более чем 1300 средних школ по всей стране
прошли через обширную батарею тестов и опросников, к-рые должны были представить данные в
Hosted by uCoz