Navigation bar
  Print document Start Previous page
 1078 of 1766 
Next page End  

сравнении с др., однако спонтанная восприимчивость разума к выразительности всего того, что
воспринимается в окружении, составляет сырой материал эстетического опыта. Средства, с помощью к-
рых возникает художественное восприятие, не отличаются в принципе от перцептивных качеств, к-рые
можно наблюдать повсюду за пределами области иск-ва.
Над мотивационными факторами, ответственными за то, почему иск-во создается и почему люди
во всех культурах испытывают в нем потребность, на протяжении последних столетий ломали голову
психологи и философы. Дело в том, что в среднем классе об-ва, формировавшемся на Западе, начиная с
эпохи Ренессанса, иск-ва утратили большую часть той четко определенной функции, к-рой они
обладали в религиозных и соц. ин-тах в прежние века. Поскольку произведения визуальных иск в и
музыки все больше низводились до средств развлечения, возбуждения и забавы, истинное значение иск-
ва, все еще различимое в творениях великих мастеров, больше не было очевидным для всеобщего
понимания. Эстетическая теория поэтому склонилась к принятию доктрины гедонизма. Утверждается,
что иск-во желаемо, поскольку оно доставляет удовольствие, хотя должно быть ясно, что подобная
уводящая от сути дела формулировка означает отказ от психол. проблемы вместо ее разрешения.
Предметно-изобразительное иск-во связано с основными когнитивными потребностями.
Художественные работы детей показывают, что создание рисунков является жизненно важным
способом понимания природы тех объектов и действий, с к-рыми сталкивается молодой разум.
Сложность изображения дерева, велосипеда или челов. фигуры сводится в детских рисунках к
схематической простоте, позволяющей интерпретировать формы, связи и каузальные отношения. В
принципе то же самое остается справедливым и для высших уровней предметно-изобразительного иск-
ва. Удачное полотно или скульптура представляет соотв. челов. опыт через паттерны формы и цвета, к-
рые преобразуют психол., соц. и физ. факты в визуальные аналогии. Эта способность иск-ва обращаться
через индивидуальные проявления к лежащей в их основе всеобщности побудило психологов,
работающих в русле юнговского подхода, рассматривать произведения иск-ва как отражения архетипов,
предположительно коренящихся в «коллективном бессознательном».
Познавательная функция иск-ва реализуется на любом уровне абстракции. В реалистическом
портрете сохраняется близость найденного художником изображения с отдельными Смысловыми
значениями специфической ситуации или события. На наиболее высоком уровне абстракции живопись
и скульптура могут полностью отказаться от репрезентации предмета и опираться только на
экспрессивные качества, присущие формам, текстурам или цвету. Такое абстрактное иск-во можно
сравнить с тем, как архитектура, музыка или танец описывают динамику соотв. челов. ситуаций на
основе экспрессии чисто визуальных или слуховых форм.
Иск-во не только несет зрителю, слушателю или читателю информ. о природе челов.
существования, но и может заменять реальные, ценные для чел. объекты, людей или ситуации
образами. Что делает такие замены особенно привлекательными — так это то, что художник обладает
возможностью формировать их любым желаемым образом и тем самым воплощать челов. желание.
Идеи Фрейда послужили толчком к описанию художественной деятельности как невротического
механизма, сходного с реализацией желаний во сне, посредством к-рого можно достичь их
удовлетворения, избежав при этом столкновения с запретами реальности.
Эта двойная функция иск-ва особенно очевидна, когда его используют в терапевтических целях.
Различные методики рисования, живописи или моделирования целенаправленно применяются для того,
чтобы позволить клиентам сформировать зримые и осязаемые образы того состояния душевной жизни,
к-рое они пытаются понять и контролировать. Написание рассказов и сочинение стихов может
использоваться с той же целью. Попытки клиентов описать свою психол. ситуацию образными
средствами обеспечивает диагноста ценной информ. В дополнение к этому, художественная
деятельность может действовать как терапия. Менее пугающие, чем реальная ситуация, но вместе с тем
наделенные релевантными экспрессивными свойствами, художественные объекты или деятельность
предоставляют арену, на к рой можно справляться с проблемами, противостоять противнику, обретать
необходимые преимущества и т. д. на достаточно близком к реальной жизни уровне. «Отыгрывание» в
музыкальном или танцевальном представлении или на театральной сцепе может обеспечить желаемую
разрядку напряжения.
Специфические функции иск-ва становятся понятными при их сравнении с функциями чисто
познавательной деятельности, наилучшей ил. к-рой может служить наука. Иск-во и наука отличаются
психологически в двух важных отношениях. Во-первых, чистое познание, инструмент науки,
ограничивает себя достижением фактуальных знаний. Для эстетических целей такие знания тж
желательны, но лишь в той мере, в к-рой они вносят вклад в экспрессивные воспринимаемые качества,
Hosted by uCoz