Navigation bar
  Print document Start Previous page
 1087 of 1766 
Next page End  

Др. термин — «состояние» — часто противопоставляется термину «черта», так как
употребляется для обозначения временного, преходящего состояния, такого как настроение, тогда как
черта относится к долговременной предрасположенности. При тестировании состояния тревоги, напр.,
Ч. Д. Спилбергер спрашивал обследуемого чел., чувствует ли он себя расстроенным сейчас, а при
тестировании соотв. черты он спрашивал его, бывает ли он обычно, часто или постоянно расстроенным.
Во мн. теориях личности черты занимают важное положение в качестве осн. единиц анализа
поведения. Нек-рые исследователи используют факторную модель черт; т. е. они разраб. свои системы
эмпирическим путем на основе факторного анализа разнообразных пунктов с целью выделения базовых
шкал, или различных тестов с целью выделения факторов более высокого уровня. Наиболее известными
теоретиками в этой области яв-ся Р. Кэттелл, Айзенк и Дж. П. Гилфорд. Каждым из них разраб. тесты
для измерения конструктов, к-рые они рассматривают в качестве базовых черт.
Среди проблем, с к-рыми сталкиваются исследователи в данной области, 2 яв-ся наиболее
острыми. Первая из них связана с вопросом о количестве и типе черт. В отличие от 16 факторов
Кэттелла, получаемых на основе данных соотв. опросника, Айзенк выделяет только 3 — экстраверсию,
эмоциональность (нейротизм) и психотизм. Др. широко используемые системы измерений личности
делают акцент на межличностных отношениях, выделяя две осн. оси — «дружелюбие—враждебность»
и «доминирование—подчинение» с различными промежуточными степенями вариации,
расположенными по круговой шкале. Эти два измерения совпадают с характеристиками, часто
использующимися в организационной психологии — социоэмоциональными либо ориентированными
на задачу аспектами ролей.
Др. важной проблемой яв-ся вопрос о межситуативной согласованности черт. Ранние работы
Хартшорна и Мэя на время пошатнули убеждение исследователей в согласованности таких черт как
честность, продемонстрировав, что дети, допускавшие обман на уроках в школе, не обязательно лгали
или обманывали в др. обстоятельствах. И тем не менее, интуитивно мы все же чувствуем, что люди
последовательны в своих проявлениях. К 1972 г. Айзенк пришел к заключению, что П. ч. значительно
укрепили свои позиции. Однако в то время гораздо большее внимание уделялось влияниям окружения,
и очередной подъем поведенческой психологии привел к возобновлению атак на П. ч., особенно со
стороны У. Мишела. Однако Мишел и др. впоследствии все же признали существование известной
согласованности среди нек-рых характеристик. Мишел и П. К. Пик высказали мнение о том, что следует
разделять временную и ситуативную согласованность. Первая оказывается более высокой, последняя
более низкой в отношении надежности. Для разрешения этой дилеммы они предложили использовать
когнитивный прототипический подход, в соответствии с к-рым восприятие и орг-ция согласованности
личности в большей мере зависит от идентификации ее ключевых признаков (прототипов, или лучших
образцов нек-рой характеристики), нежели от согласованности ее поведения в различных ситуациях.
См. также Центральные черты (личности), Типы личности
Н. Сандберг
Психометрика (psychometrics)
Область П. (или психометрии) связана с количественным подходом к анализу тестовых данных.
П. включает два раздела: теорет. и прикл. Психометрическая теория обеспечивает исследователей и
психологов мат. моделями, используемыми при анализе ответов на отдельные задания или пункты
тестов, тесты в целом и наборы тестов. Прикл. П. занимается применением этих моделей и
аналитических процедур к конкретным тестовым данным. Четырьмя областями психометрического
анализа яв-ся нормирование и приравнивание, оценка надежности, оценка валидности и анализ заданий.
Каждая из этих областей содержит набор определенных теорет. положении и конкретные процедуры,
используемые при оценке качества работы теста в каждом отдельном случае.
Нормирование и уравнивание
Нормирование тестов — составная часть их стандартизации, обычно включает проведение
обследования репрезентативной выборки лиц, определение различных уровней выполнения тестов и
перевод сырых тестовых оценок в общую систему показателей.
Тесты иногда приравнивают, когда существуют различные формы того же самого теста.
Приравнивание приводит оценки по всем формам к общей шкале. Существуют 4 осн. стратегии
приравнивания. Первый метод предполагает проведение каждой формы теста на эквивалентной (напр.,
случайной отобранной) группе респондентов, а затем оценки по этим различным формам
устанавливаются т. о., чтобы равные оценки имели равные процентильные ранги (та же самая
Hosted by uCoz