Navigation bar
  Print document Start Previous page
 1120 of 1766 
Next page End  

При использовании метода бисекции (bisection) испытуемому дается инструкция отрегулировать
величину переменного раздражителя т. о., чтобы результирующее ощущение казалось ему
равноудаленным от ощущений, вызываемых двумя постоянными раздражителями, задающими границы
интервала, к-рый нужно разделить пополам. Эта процедура многократно повторяется, после чего
вычисляется среднее арифметическое подобранных испытуемым значений переменного раздражителя.
Метод субъективно равных интервалов (equal-appearing intervals)
— разновидность метода категорий
— предоставляет наблюдателю возможность относить предъявляемые раздражители к одной из
«равношироких» категорий, число к-рых (напр., 5) задается экспериментатором и не меняется в ходе
опыта. Первыми предъявляются крайние по величине раздражители и идентифицируются как таковые,
чтобы служить опорными точками для последующих суждений. После классиф. наблюдателем всех
раздражителей их субъективные значения, определяемые как усредненные, или медианные, категории,
представляются графически в виде функции от объективной величины раздражителя. Метод
фракционирования (fractionation) требует от наблюдателя в каждой пробе создавать (путем регулировки
или подстройки) новый раздражитель, составляющий заранее определенную часть (напр., половину)
предъявляемого ему раздражителя. Это делается для каждого из раздражителей, входящих в
стимульный набор. Метод оценки величины (magnitude estimation) широко используемая процедура,
предоставляющая возможность наблюдателю оценивать величину раздражителей, приписывая им
числа. Более сильные по сравнению с эталонным стимулом раздражители получают обычно большие
числовые значения, а более слабые — меньшие. Для каждого раздражителя вычисляется среднее
арифметическое или среднее геометрическое числовых оценок, полученных на группе испытуемых.
Полученные средние субъективных оценок величины раздражителя представляются графически в виде
функции от реальной величины раздражителя.
Теория обнаружения сигналов
Мотивация, ожидание и отношение наблюдателя вызывают смещение рез-тов измерения
относительно истинного значения в психофизических экспериментах по определению порогов. Так, при
использовании метода постоянных раздражителей, в пустых пробах («пробах-ловушках»), когда
наблюдателю не предъявляют никаких раздражителей, все равно появляются ответы «да». Такая
реакция в теории обнаружения сигналов (ТОС) называется ложной тревогой. Безошибочное
обнаружение раздражителя (ответ «да» при его наличии) называется попаданием. Изменения
мотивации, ожиданий или отношения могут увеличивать процент попаданий, но ценой повышения доли
ложных тревог.
В каждом из трех осн. методов ТОС — «да — нет», оценки и вынужденного выбора — задается
случайная последовательность проб (напр., 200), в к-рых сигнал либо подается на фоне каких-то др.,
случайных сигналов (пробы «сигнал + шум»), либо отсутствует (пробы «чистого шума»). При
использовании метода «да — нет» задача наблюдателя — давать ответ «да» в пробах с наличием
сигнала и ответ «нет» в пробах с его отсутствием. В процедуре оценивания реакция наблюдателя
сводится к выбору из заданного набора оценочных категорий той, к-рая отражает степень его
уверенности в наличии сигнала в данной пробе. В эксперименте с вынужденным выбором предлагаются
ситуации выбора из двух или более альтернатив (напр., при разнесении интервалов наблюдения во
времени), одна и только одна из к-рых содержит сигнал плюс шум. Наблюдатель должен выбрать ту из
них, в к-рой вероятнее всего содержится сигнал.
Влияние мотивации, ожиданий и отношения на реакции испытуемых в психофизических
экспериментах трактуется как критерий наблюдателя, оцениваемый по проценту ложных тревог. На
этот критерий можно влиять, изменяя долю проб с сигналом (и соответственно информируя
наблюдателя), инструктируя наблюдателя быть более расслабленным либо, наоборот, более
внимательным и точным или изменяя выплаты за возможные реакции. Если процент попаданий
откладывать по оси ординат, а процент ложных тревог — по оси абсцисс, полученные точки будут
соответствовать различным уровням критерия наблюдателя, а построенная по ним кривая будет
называться рабочей характеристикой приемника (РХП). Различные кривые РХП порождаются
сигналами разного уровня, тогда как все точки одной кривой РХП отображают один уровень
обнаружительной способности наблюдателя. Т. о., появляется возможность разграничить действие
сенсорных и внесенсорных факторов.
Приложения
Помимо использования для поиска ответов на вопросы теорет. психофиз., различные П. м.
широко применяются для решения практ. задач как в области психологии, так и за ее пределами.
Сведения о нормальных зрительных и слуховых порогах (и, в несколько меньшей степени, о порогах др.
Hosted by uCoz