Navigation bar
  Print document Start Previous page
 1135 of 1766 
Next page End  

область, охватывающую психол., биолог. и социологические аспекты развития в разных культурах и в
разные ист. эпохи.
Влияние развития в младенчестве на последующую жизнь. Исследователи личности, начиная
с Зигмунда Фрейда, Альфреда Адлера и др., приводят весомые аргументы в пользу целостности челов.
жизни, предполагающей важные связи между ранними и более поздними ее этапами. Однако, в общем,
опубликованные наблюдения заставили серьезно усомниться в долгосрочных психоаналитических
предсказаниях. Тем не менее, совр. психоаналитики, такие как Э. Г. Эриксон и Дж. Боулби, продолжают
приводить данные многолетних наблюдений, согласно к-рым некоторые виды младенческого опыта —
например, любовь и доверие — обладают воздействием, существенно изменяющим всю последующую
жизнь чел. А такие психоисторики, как Ллойд Демоз, приводят исторические, относящиеся к
нескольким прошлым столетиям, подтверждения того, что ранний младенческий опыт оказывает
мощное воздействие на склад личности взрослого чел. и методы воспитания детей.
Главные доказательства, умаляющие важность раннего младенческого опыта для последующей
жизни, приходят из научных исслед., в к-рых сравниваются эффекты ранней депривации и более
позднего — стимулирующего и обогащающего развитие — жизненного опыта. Эти исслед. показывают,
что ранние дефициты оставляют след в виде дефектов только до тех пор, пока недостаточные для
нормального развития условия продолжают оказывать вредящее воздействие на растущего
индивидуума.
Несмотря на то, что влияние раннего младенчества на последующую жизнь поддается
коррекции, свидетельствующие об этом данные не умаляют сколько-нибудь существенно важность
младенчества для последующего оптимального развития. Напротив, положительное значение таких
данных состоит в обнаружении гораздо большей пластичности или открытости младенческого развития
изменениям, чем считалось прежде. Поэтому раннее вмешательство в целях оптимизации развития
младенца может повышать качество жизни как в младенчестве, так и на последующих ее этапах.
Совершенствование исследований развития в перспективе жизненного пути. Принятие
перспективы жизненного пути способствовало расширению временных рамок изучения влияний
младенчества на последующее развитие. Новые лонгитюдные планы исслед. позволяют более точно
прослеживать эти связанные с ростом процессы, предположительно влияющие и на раннее, и на более
позднее развитие.
Совр. исслед. также оценивают воздействие на развитие младенца культурных и родительских
ценностей. После того, как пришло понимание, что значительная часть текущего развития — это дело
соц. отбора из гораздо более широкого диапазона челов. опыта, потенциальные возможности
оптимизации развития на протяжении всей жизни чел. и необходимые для этого знания существенно
повысились.
Исслед. развития в перспективе жизненного пути все больше и больше обращаются к изучению
разнообразных и взаимодействующих совокупностей связанных переменных, что продиктовано практ.
потребностью разобраться в громадной сложности и комплексности челов. поведения. Почти все
прежние лонгитюдные исслед. ограничивались изучением эффектов единичных переменных, таких как
уровень активности младенца, привязанность младенца к ухаживающему за ним взрослому и
индивидуальный график созревания в период младенчества. Хотя такая специфичность имеет свою
бесспорную ценность, она не позволяет полностью выявить сложные истоки челов. поведения и
меняющийся характер среды, в к-рой оно развертывается.
Младенчество в перспективе жизненного пути. В течение младенчества ребенок продвигается
от первоначального состояния рефлекторного и предсказуемого существа к состоянию социально
организованного, эмоционально экспрессивного и интеллектуально компетентного организма,
способного находить решения простых практ. задач в уме, до реального воздействия на проблемную
ситуацию.
Два пренатальных фактора, по всей вероятности, оказывающих долговременное влияние, — это
наследственность и питание матери. По данным Национального института общих медицинских наук
(National Institute of General Medical Sciences) доля новорожденных с распознанными наследственными
болезнями составляет примерно 5% от общего числа родившихся живыми детей и 7—8% от всего
населения США. Кроме того, каждый чел. яв-ся носителем 5—8 рецессивных генов, способных
вызывать генетические дефекты, в добавление к возможным носителям поздно проявляющихся
доминантных генетических дефектов, таких как хорея Гентингтона, болезнь Вильсона и поздняя форма
сахарного диабета.
Единственный фактор — правильное питание матери до и после зачатия — яв-ся самой важной
Hosted by uCoz