Navigation bar
  Print document Start Previous page
 117 of 1766 
Next page End  

Вкусовая перцепция (taste perception)
Традиционно целый ряд ощущений рассматривали как функционирующие независимо друг от
друга. Все качества определенного сенсорного опыта приписывали механизму одной модальности.
Вкус, т. о., можно было бы охарактеризовать как сенсорный опыт, появляющийся в рез-те активации
вкусовых рецепторов и специфического проводящего пути от рецепторов до мозга, включая мозг.
Дж. Дж. Гибсон был первым, кто изучил этот вопрос и идентифицировал перцептивные системы.
Он перечислил их в следующем порядке: базисная система ориентации, гаптическая система, запахо-
вкусовая система, слуховая система и зрительная система. Т. о., вместо обладания традиционными
пятью чувствами люди располагают пятью перцептивными системами.
Существует 4 вкусовых качества — сладкое, кислое, горькое и соленое. Обычные виды еды либо
содержат очень мало вкуса или, предположительно, имеют один из четырех упомянутых. Хотя, в
общем, предполагается, что есть только 4 вкусовых чувства, Бартошак показал, что существует пятый
вкус — вкус воды.
Бейдлер обратил внимание на различие между вкусовым ощущением (taste)
и вкусом (flavor).
Вкус является опытом, к-рый возникает при помещении вещества в рот. Это вещество активирует
температурные, тактильные, болевые и вкусовые рецепторы. Вкусовое ощущение — это опыт,
возникающий в рез-те раздражения одних только вкусовых рецепторов. Нек-рые виды пищи вкуснее в
горячем виде, др. — в холодном, т. е. вкус отдельных видов пищи различается при разной температуре.
Т. о., хотя мы обычно говорим о вкусовом ощущении, когда имеем в виду пищу, строго говоря, — это
вкус.
В исслед. языка методом точечного наложения веществ обнаружено, что ощущение соленого
вызывается примерно с равной чувствительностью по боковым сторонам и на кончике языка, так же как
и на задней части, кроме центра языка, где оно отсутствует. Ощущение кислого вызывается сильнее на
боковых сторонах, Ощущение сладкого вкуса легче всего вызывается на кончике языка, а ощущение
горького наиболее сильно на задней части языка.
См. также Восприятие (Перцепция)
С. X. Бартли
Власть (power)
В. определяется как способность или возможность оказывать влияние на др. при одновременном
противодействии их влиянию и относится к важнейшим мотивам челов. деятельности и
взаимоотношений. В сочетании с др. переменными (такими как аффилиация, торможение и аспекты
зрелости), как утверждают Де Чармс и Мьюр, понятие В. позволяет объяснить значительную часть
челов. поведения. Эти авторы в своем определении В. акцентировали мотивационные аспекты,
описывая ее как потребность оказывать влияние и озабоченность влиянием др.
Мак-Клелланд, напр., выдвинул гипотезу о существовании важного отношения между В. и соц.
зрелостью. Он постулировал 4 стадии власти, к-рые, как он полагал, связаны с уровнями зрелости
индивидуума.
Помимо прочего, эти усилия помогли озвучить важное для объективной психологии мнение:
такое понятие, как В., не является ни хорошей, ни плохой характеристикой.
См. также Агрессия, Локус контроля, Насилие
С. Берент
Власть: вопросы стратегии и тактики (power: strategies and tactics)
В. относится к способности принимать решения, к-рые оказывают значительное влияние и
затрагивают интересы др. людей. Зачастую В. предполагает контроль над поведением др., при этом в
своем большинстве люди добровольно принимают распоряжения носителей В. и не испытывают
чувства к.-л. утраты независимости. В повседневном языке В. связывается со способностью
«добиваться своего» и «иметь влияние». Большинство людей научаются в процессе жизни не доверять
В., полагая, что к ее приобретению стремятся только очень корыстные и склонные к манипулированию
индивидуумы и что им самим следует избегать мест скопления влиятельных людей. Действительно, при
решении мн. сложных проблем, таких как экономическое стимулирование и финансирование
правительством жилищных программ, В. подобна огню. Она может использоваться с благими
Hosted by uCoz