Navigation bar
  Print document Start Previous page
 1193 of 1766 
Next page End  

Почему одни люди глубоко религиозны, в то время как другие не верят в Бога и никогда не
посещают богослужений? Почему нек-рые люди становятся пресвитарианцами, а другие членами
епископальной церкви, пятидесятниками, католиками или буддистами? Почему нек-рые верующие
испытывают глубокие религиозные переживания, тогда как другие воспринимают религию как
«скучную обязанность»? Почему нек-рые люди находят в своих религиозных убеждениях успокоение и
поддержку, в то время как другие ввергаются в переполняющее чувство вины и самоосуждения? Какова
роль религии для психич. здоровья, психотер., прояснения ценностей и нравственного поведения?
Это лишь часть вопросов, ответы на к-рые интересуют психологов, занимающихся изучением
религии. Несмотря на то, что многие пытались дать определение психологии религии, по-видимому,
никому не удалось это сделать лучше, чем профессору Роберту Таулессу из Кембриджа. Он писал, что
психол. изучение религии пытается «понять религиозное поведение, применяя к нему психологические
закономерности, выведенные на основе изучения нерелигиозного поведения». Хотя психология религии
иногда и исследует парапсихол. феномены, осн. акцент все же делается на более традиционных формах
религиозного опыта, включая молитву, обращение в веру, мистические переживания, отправление
религиозных обрядов и участие в религиозных общинах и культах. Такие исслед. тж поднимают
вопросы консультирования, однако психология религии все же в большей степени фокусируется на
понимании религиозного поведения или опыта.
Психология религии существует с начала XX в., и одно время быстро и продуктивно
развивалась, однако после возникновения бихевиоризма интерес к ней упал и она прекратила свое
существование практически на 50 лет. Лишь относительно недавно она воскресла и стала
восприниматься как оправданная и вызывающая уважение область исслед. для психологов.
Фрейд, невзирая на свою характеристику религии как «иллюзии», «универсального невроза» и
«наркотика», к-рый, как он надеялся, «человечество преодолеет», тем не менее проявлял большой
интерес к религиозному поведению и написал на эту тему неск. статей и 3 книги. Юнг, Адлер и др.
представители раннего психоаналитического движения, продолжившие изучение религии, подходили к
ней с менее критических и более признающих психол. ценность теологических убеждений позиций.
В США изучение религии считалось важной ветвью ранней общей психологии. Г. Стэнли Холл,
напр., использовал научные методы для изучения религии. Однако, гораздо большую известность и
влияние оказал цикл Джиффордовских лекций Уильяма Джеймса. Опубликованная Джеймсом в 1902 г.
книга под названием «Многообразие религиозного опыта» (Varieties of religious experience)
является,
пожалуй, единственным классическим психол. исследованием религии.
Некоторые сферы интереса
Методология. Сложность религиозного поведения и опыта привела психологов к
использованию разнообразных измерительных инструментов. К ним относятся анализ личных отчетов и
интроспекции; клиническое, естественное и включенное наблюдение; использование анкет, опросников
и глубинных интервью; анализ документов, таких как дневники и автобиографии религиозных людей;
использование личностных тестов; изучение религиозных документов, включ. Библию; и использование
эксперим. процедур. Научное изучение религии делает успехи, но этот прогресс идет медленно и
трудно, поскольку челов. религиозные феномены (такие как «вера», «убеждение», «обращение» и
«приверженность») слабо поддаются точному определению и измерению.
Психологические источники религии. Религия широко распространенный феномен; она
имеет долгую историю и оказывает сильное влияние. Фрейд полагал, что толчком к ее возникновению
служила борьба первобытных людей с чувством вины и сексуальными импульсами. Более совр.
психологи отказались от поиска ист. корней религии и вместо этого сконцентрировались на психол.
источниках возникновения и существования религии в современности.
Религиозное развитие. На протяжении жизненного цикла у людей меняются взгляды на
окружающий мир и восприятие Бога. Детская вера, по-видимому, является простой и магической. По
мере взросления человека, его моральные ценности, представления о сверхъестественном и участие в
религиозной деятельности претерпевают серьезные изменения.
Религиозный опыт. Это одна из осн. областей интереса психологов, занимающихся изучением
религии. Уильям Джеймс проанализировал причины и влияние обращения в веру, мистических
переживаний, праведности и молитвы. Последующее изучение в данной области дополнилось
исследованиями глоссолалии, религиозного содержания снов, психол. основ медитации, влияния
религиозного убеждения и ритуала, чудесных исцелений, измененных состояний сознания, влияния
исповеди и прощения, влияния оккультных и культовых феноменов, объяснения чудес, употребления
наркотических средств с целью вызова религиозных переживаний, и религиозных влияний в области
Hosted by uCoz