Navigation bar
  Print document Start Previous page
 1299 of 1766 
Next page End  

цель одного чел. может быть достигнута только при условии достижения своих целей др. участниками.
В случае же чистого соперничества, индивидуальные цели могут быть достигнуты лишь при условии
недостижения своих целей другими, как напр. при игре в покер. Однако эти крайние случаи чистого
сотрудничества и чистого соперничества встречаются редко; большинство жизненных ситуаций
представляют собой смесь того и другого.
Толчком к значительному количеству эмпирических психол. исслед. факторов, питающих
сотрудничество или соперничество, послужили теорет. разработки в математике и экономике, начало к-
рым положила работа Джона фон Неймана и Оскара Моргенштерна «Теория игр и экономическое
поведение» (Theory of games and economic behavior). В рамках этого мат. подхода, основанного на
теории игр, были предложены модели, описывавшие поведение «рациональных» индивидов в
определенных ограниченных ситуациях взаимозависимости. «Рациональный» индивид рассматривался
как обладающий полным набором информ. в отношении этой взаимозависимости, мотивированный
собственным интересом и стремящийся к максимизации своего выигрыша и минимизации своих потерь
безотносительно к выигрышам и потерям других сторон. Психологи разработали лабораторные аналоги
этих игровых ситуаций для того, чтобы проверить степень соответствия «реального» поведения
«рациональному» поведению и исследовать влияние различных ситуационных (характер
взаимозависимости, наличие или отсутствие коммуникации и т. п.) и диспозиционных (возраст, пол,
культурная принадлежность и мотивационные тенденции участники) переменных в процессе игрового
взаимодействия.
Наряду с этим также были разработаны другие подходы к изучению сотрудничества и
соперничества, такие как а) лабораторные взаимодействия, моделировавшие реальные ситуации
переговоров, в основу к-рых легла оригинальная работа экономистов Сигела и Л. Форейкера, и б) «игры
на передвижение» (locomotion games).
Психологи, интересовавшиеся проблемами соц. взаимодействия и эффектами участия группы,
также проводили эмпирические исслед. сотрудничества и соперничества, но, как правило, избегая при
этом рамок лабораторного игрового подхода. Классическим исслед. в этой области явился полевой
эксперимент «Разбойничья пещера», проведенный Музафером Шерифом и его сотрудниками. В ходе
этого эксперимента мальчиков в летнем лагере разбивали на две группы, к-рые затем проживали
изолированно друг от друга. В ходе первой фазы исслед. каждая из групп периодически оказывалась в
ситуациях, способствовавших выработке групповой солидарности и групповой идентичности. В ходе
второй фазы обе группы принимали участие в серии соревнований и конкурсов, имевших целью
выработку соперничества и укрепление внутригрупповой солидарности. Это привело к возникновению
выраженной конкуренции и даже вражды между группами. Последняя фаза исслед. адресовалась к
вопросу о том, каким образом можно примирить эти две враждебно настроенные друг к другу группы.
Простое объединение обеих групп в рамках каких-либо общественных мероприятий лишь усиливало
враждебность. Однако, когда экспериментаторы разработали серию «насущных» проблем, требовавших
для своего решения совместных усилий обеих групп — напр., нарушение обеспечения лагеря водой, —
вражда между группами постепенно уменьшилась, возникли новые дружеские связи между членами
различных групп, что в конечном счете способствовало возникновению духа сотрудничества.
В целом психол. исслед. показали, что сотрудничество чаще всего возникает в условиях, когда
участники взаимодействия имеют общую цель и общие средства достижения этой цели, в то время как
соперничество чаще имеет место в тех случаях, когда участвующие стороны либо преследуют
индивидуальные цели, либо расходятся в средствах их достижения.
См. также Потребность в аффилиации, Альтруизм, Вмешательство случайных свидетелей,
Развитие социального поведения людей, Полезависимость, Групповое решение проблем,
Соперничество, Исследование социального климата
Дж. Элкок
Сохранение профессиональной работоспособности специалиста по кризисному
вмешательству (intervener survival)
С. п. р. с. к. в. связано с удовлетворением потребностей и нужд специалистов, осуществляющих
вмешательство в кризисных ситуациях. Овладения умением справляться с кризисом недостаточно для
того, чтобы полностью избавиться от стрессов и напряжения, к-рые, в свою очередь, не могут не
сказаться на способности квалифицированно и эффективно осуществлять кризисное вмешательство.
Специалист, сам находящийся в кризисной ситуации, не сможет оказать помощь др. людям. Некоторые
Hosted by uCoz