Navigation bar
  Print document Start Previous page
 131 of 1766 
Next page End  

специфическим исходам, В. м. будет подрываться, но если он предполагает противоположность
контроля, а именно выбор, В. м. будет усиливаться. Это означает, что воздействие внешних событий
зависит от того, как они воспринимаются и интерпретируются реципиентом.
См. также Приобретенные побуждения, Системы контроля и управления, Самодетерминация
Э. Л. Деси
Военная психология (military psychology)
В. п. занимается приложением психол. принципов и методов к решению военных задач. Она
включает такие традиционные области психол. специализации, как работа с персоналом (отбор,
классиф., расстановка кадров), обучение (тренинг), эксперим. исслед. в области челов. факторов и соц.,
клиническая и организационная психология. Во мн. странах существуют ин-ты В. п. Как правило, в
таких ин-тах работают как гражданские психологи, так и психологи, находящиеся на службе в армии.
Тестирование
Иногда работа, выполняемая психологами для вооруженных сил, служила толчком для развития
психологии в гражданском секторе. Так, групп. тестирование было разраб. военными психологами во
время Первой мировой войны в ответ на потребность в быстрой классиф. новобранцев. Этот вид
тестирования послужил моделью для групп. тестов интеллекта и стимулировал развитие направления
групп. тестирования в 1920-х гг. В ходе Второй мировой войны был разраб. Армейский общий классиф.
тест (Army General Classification Test, AGCT), заменивший прежний Армейский тест «Альфа».
Различные тесты были сконструированы для специальных целей. Управление стратегических служб
США (OSS)
разраб. деятельностно-ориентированные тесты для отбора оперативных сотрудников. Эти
разраб. OSS, принципиально отличавшиеся от традиционных процедур отбора, опиравшихся на
бланковые тесты, стали предшественниками совр. центров оценки персонала (assessment centers).
Интерес к проведению исслед. и разраб. тестов в военной области сохранился и после Второй
мировой войны. Эта работа получила свое продолжение в развитии компьютеризованного адаптивного
тестирования, при к-ром вместо предъявления полного набора заданий, содержащихся в традиционном
групп. тесте, тестируемые получают набор тестовых заданий, соотв. их уровню способностей. В
дополнение к тестированию умственных способностей и интересов проводятся исслед. физ.
способностей, необходимых для овладения конкретными военными специальностями.
Обучение
Др. важной областью В. п., тесно связанной с тестированием, является обучение. Американские
вооруженные силы — крупнейший в мире разработчик образовательных и обучающих программ, а
функция обучения — одна из важнейших функций военных орг-ций всего мира. Военные психологи как
разраб., так и оценивают программы обучения. Отмечается сдвиг от теорет. обучения,
ориентированного на лекционные занятия, к практ., ориентированному на приобретение опыта или
профессиональных навыков.
Экспериментальные исследования в области человеческих факторов
Челов. факторы — многоотраслевая прикладная наука, занимающаяся изучением взаимосвязей
людей с их машинами, задачами и средой. Область исслед. челов. факторов возникла в рез-те слияния
целого ряда дисциплин, заинтересованных в повышении интенсивности труда, эффективности
обучения, безопасности деятельности и согласованности взаимодействия чел. и машины. Прилагаются
непрерывные усилия по разраб. оборудования и систем для эффективной военной подготовки и
эффективных боевых действий. Это вызывает необходимость в проведении фундаментальных исслед.
зрения, слуха, физиолог. реакций на стресс и т. д. Проектирование кабин пилотов, систем обеспечения
учеб. стрельб, обмундирования, вооружений и систем обработки информ. — все это может служить ил.
разнообразных приложений науки о челов. факторах в военной области. Как и в др. областях, здесь тж
отмечается неуклонный рост использования автоматизированной технологии, особенно в авиации и при
создании оружия и информ. систем.
Клинические и социальные области
Роли военных клинических психологов немногим отличаются от ролей гражданских
клиницистов. Помимо этого, военные психологи могут работать в реабилитационных и др.
специализированных клиниках и тесно сотрудничают с ортопедами и неврологами. Клинические
психологи в армии могут тж назначаться на должности, где они несут единоличную ответственность за
психиатрические службы, включая орг-цию стационарного лечения.
Существует множество исслед. в области соц. психол. военных групп, особенно в связи с
Hosted by uCoz