Navigation bar
  Print document Start Previous page
 1405 of 1766 
Next page End  

В связи с этим важнейшей задачей становится определение предпосылок формирования и изменения
аттитюда. Все теоретики сходятся в том, что аттитюды оказывают направляющее влияние на
наблюдаемые внешние реакции. Т. о., вторая задача состоит в том, чтобы определить последствия
аттитюда; следовательно, полная теория аттитюдов должна обеспечивать понимание как причин, так и
следствий.
Подходы к разработке теории аттитюдов фокусируются на тех процессах, посредством к-рых
аттитюды формируются и оказывают влияние на нашу жизнь. Эти теории используют разнообразные
психол. процессы, к-рые были изучены в областях подкрепления и научения, познания и памяти,
потребностей и мотивации. В теориях аттитюдов, хотя и в меньшей степени, могут также
использоваться данные исслед. в области восприятия, физиологии и генетики. Цель такого
«процессуального» подхода заключается в создании теории, применимой в отношении всех объектов
аттитюда и всех условий, в которых аттитюды выражаются или изменяются. Следовательно, не
существует теорий, специально разрабатываемых для «расовых аттитюдов», «влияний групп
ровесников» или «телевизионной рекламы». Все такого рода специфические вопросы должна учесть
единая теория, опирающаяся на базовые психол. процессы.
Предпосылки. Исследователи аттитюдов приложили гораздо больше усилий в изучении
предпосылок (antecedents)
возникновения аттитюдов, чем их последствий. По-видимому, широко
распространенное убеждение в релевантности аттитюдов соц. поведению повлияло на значительно
больший интерес исследователей к тому, каким образом можно изменять аттитюды (и, следовательно,
как ими можно манипулировать) с пользой для об-ва. Было исследовано большое количество
переменных, значительная часть к-рых связана с эффектами убеждающих коммуникаций. В
коммуникационном процессе можно выделить пять компонентов: источник (напр., вызывающий
доверие коммуникатор), сообщение (напр., использование пугающей информ.), канал (напр., личный
опыт или средства массовой информ.), получатель (напр., интеллект аудитории) и цель (напр.,
временное ослабление вызванного изменения).
Исчерпывающая Т. а. должна быть в состоянии объяснить факты, обнаруженные во всех этих
областях. К сожалению, на сегодня не существует единой, унифицированной Т. а., признаваемой всеми
исследователями в данной области. В учебниках по Т. а. приводится свыше 30 различных теорет.
концепций. Среди них можно выделить четыре группы теорий. Все они сходятся в том, что аттитюды
можно представить как оценочную тенденцию, располагающуюся на континууме «за-и-против». Они
различаются, однако, в отношении дополнительных свойств, к-рые включаются в этот гипотетический
конструкт.
С т. зр. недифференцированного подхода, аттитюд есть не что иное как оценочная тенденция
(evaluative disposition). Аттитюдом яв-ся недифференцированное понятие, подразумевающее лишь
некую локализацию на определенном оценочном континууме. Предшествующий опыт, влияние
информ., подкрепления, и мотивационные давления — все они вносят свой вклад в данный аттитюд по
ходу своего возникновения. Сам итоговый аттитюд яв-ся кумулятивным приращением этих прошлых
событий. Каждый элемент жизненного опыта вносит свой вклад в момент его возникновения и
впоследствии оказывается иррелевантным статусу этот аттитюда. Такой недифференцированный
подход часто используют теории, к-рые опираются на принципы классического обусловливания и
подкрепления. Таким же образом поступают теории, рассматривающие аттитюды в качестве результата
процессов последовательной интеграции информ, или процессов формирования понятий.
Вторая группа теорий рассматривает аттитюды как набор убеждений (set of beliefs) личности, к-
рые она разделяет в отношении объекта аттитюда. В этом случае, осн. элементами аттитюда служат
убеждения или представления данного индивидуума. Общая оценочная тенденция — лишь один из
нескольких атрибутов, к-рыми характеризуется аттитюд. Оценочная тенденция яв-ся результатом всех
тех убеждений, к-рые актуализируются в момент инициации наблюдаемой реакции. С этой т. зр., не
существует никакой единственно «верной» оценочной тенденции, а есть лишь некая усредненная
предрасположенность, проявляющаяся в наборе разнообразных реакций. Каждая реакция имеет своим
источником специфическую выборку набора убеждений; оценочная согласованность возникает потому,
что все выборки извлекаются из одной и той же совокупности убеждений.
Третья группа теорий говорит о действующем на чел. наборе мотивационных сил (set of
motivational forces), к-рые релевантны объекту аттитюда. В состав базовых элементов аттитюда входят
ценности, потребности, внутренние побуждения (драйвы), мотивы и диспозиции личности. Как
правило, этот набор представлен в основном устойчивыми (а не ситуационно обусловленными)
мотивационными тенденциями. Эту т. зр. иногда называют функциональным подходом, поскольку
Hosted by uCoz