Navigation bar
  Print document Start Previous page
 141 of 1766 
Next page End  

возникла необходимость установить врожденный механизм зрительного реагирования на глубину. По
всей видимости, классическая теория требует коренного пересмотра.
Константность и иллюзии восприятия. Наши восприятия обычно лучше согласуются с
устойчивыми качествами объекта, чем с вызываемой ими кратковременной стимуляцией сенсорного
входа. Например, в нормальных условиях мы воспринимаем величину предмета совершенно
неизменной, хотя по мере приближения к нему размеры его изображения на сетчатке глаза существенно
увеличиваются. Однако в геометрических иллюзиях воспринимаемый размер объекта, при
неизменности его фактических размеров и размеров ретинального (сетчаточного) изображения,
разительно изменяется от добавления к нему лишь неск. наклонных линий. Иллюзии размера, формы,
цвета и др. качеств, как правило, весьма устойчивы и встречаются в нашей жизни повсюду.
Классическое объяснение феноменов константности сводится к тому, что мы учимся принимать
в расчет признаки глубины при оценивании размеров объектов, признаки освещенности — при
оценивании их яркости и т. д. Хотя такое научение, происходящее в процессе нашего знакомства с
миром, выглядит правдоподобным объяснением константности восприятия, еще нужно объяснить,
почему такой опыт должен вызывать у нас иллюзии восприятия.
Феномены перцептивной организации. Перцептивная организация последний серьезный
вызов, к-рый феномены В. бросают классической теории. В основе феноменов перцептивной
организации лежит выделение фигуры из фона. Фигура — это область пространства или совокупность
образующих контур линий, обладающие узнаваемой формой. Т. о., факторы, влияющие на
разграничение фигуры и фона, играют решающую роль в определении того, что станет объектом
нашего восприятия. Эти факторы изучались в основном в рамках самого известного из всех
оппозиционных классическому подходу направлений, а именно в гештальт-психологии.
Гештальт-теория
В этой теории, связываемой преимущественно с именами Макса Вертгеймера, Вольфганга
К¸лера и Курта Коффки, определенная конфигурация (Gestalt)
стимулирующих энергий, а не энергия
как таковая, признается существенным свойством стимула, на к-рое реагирует НС. Между стимульным
паттерном и реакцией стоят такие «законы организации», как «закон хорошего продолжения», согласно
к-рому мы воспринимаем состоящую из фигуры и фона структуру, прерывающую наименее плавно
продолжающиеся линии. Хотя такие наглядные демонстрации не подвергались ни количественной
оценке, ни объективному исслед., их вряд ли можно отнести к нерегулярно наблюдаемым явлениям в
сфере В.
Чтобы «выковать» теорию из таких демонстраций, гештальтисты выдвинули ряд понятий,
касающихся организации НС, к-рые коренным образом отличались от взглядов того времени. К
настоящему времени от них полностью отказались, но попытки сформулировать законы перцептивной
организации в объективной форме продолжаются до сих пор. В основном эти попытки базируются на
следующем принципе: наблюдатель воспринимает такую простейшую структуру, к-рую можно
привести в соответствие со специфическим паттерном стимуляции. Однако ни одна из этих попыток
пока не увенчалась успехом, и совр. версии классического подхода могут даже лучше объяснять мн.
гештальт-феномены, чем это делают гештальт-теория или ее последователи.
Пересмотренная классическая теория
Одна старая точка зрения, к-рую все больше поддерживают в последние годы, заключается в
том, что и феномены константности, и иллюзии — это две стороны одного процесса, а именно: мы
воспринимаем те объекты или события, к-рые в обычных условиях чаще всего служат причиной
сенсорной стимуляции, испытываемой нами в данный момент. Согласно этому, наблюдатель должен
делать что-то наподобие перцептивных умозаключений или выводов, к-рые, как правило, бывают
верными, но иногда оказываются ошибочными.
Эту теорию трудно проверить, так как перцептивные умозаключения — ненаблюдаемые
переменные. Брунсвик переформулировал ее: попадающий в глаз свет обычно содержит в своем составе
группы признаков, снабжающие нас информацией о регулярных физ. свойствах окружающей среды.
Любой отдельный признак имеет нек-рую вероятность оказаться правильным — т. е. обладает своего
рода «экологической валидностью», — и наблюдатель выучивается полагаться на каждый признак
соответственно его вероятности.
Для данного варианта классической теории В. описанный гештальтистами феномен
«фигура/фон» — это просто перцептивный вывод о том, какая сторона контура (внутренняя или
внешняя) относится к поверхности объекта, а законы орг-ции — просто набор вероятностных
признаков, на к-рых такие выводы базируются.
Hosted by uCoz