Navigation bar
  Print document Start Previous page
 1413 of 1766 
Next page End  

н. я. делает осн. упор на взаимодействие, к-рое происходит в результате соц. реакции на
индивидуальное поведение.
Следовательно, девиантность создается реакциями др. людей на данный поведенческий акт. К. Т.
Эриксон называет такие группы или отдельных людей, обладающих возможностью наклеивать ярлыки,
«влиятельной аудиторией». Определенные действия начинают квалифицироваться как отклоняющиеся
от нормы, незаконные или свидетельствующие о психич. заболевании, когда они оказываются в
достаточной степени кодифицированы и когда группа обладает достаточной властью для того, чтобы
навязывать другим такие кодифицированные стандарты. Как на поведение, так и на человека,
обнаруживающего такое поведение, навешивается ярлык девиантного.
Мн. критики формальных процессов навешивания ярлыков (напр., в судах) говорят, что
маркирование девиантности является неразумным и несправедливым. Данные исслед. свидетельствуют
о том, что пределы, в к-рых тому или иному поступку приписывается девиантность, зависят от того,
насколько этот поступок расходится с жизненным опытом самой аудитории, места совершения данного
поступка и его наблюдаемости, а тж его предполагаемых мотивов. Все девианты, получившие соотв.
ярлык, в независимости от принадлежности к группе, рассматриваются как члены однородного класса.
См. также Девиантность
У. С. Дэвидсон II
Теория обмена (exchange theory)
Т. о. представляет собой главное направление теорет. работы в социол. и соц. психологии,
подчеркивающее важность взаимосвязи между вознаграждениями и затратами членов группы в
формировании паттернов их соц. взаимодействия и их психол. реагирования друг на друга. Т. о.
предполагают, что основу соц. жизни составляют вознаграждения (rewards)
и затраты (costs), к-рые
опосредуют отношения людей друг с другом. Считается, что различия в характере и типах этой
взаимосвязи ответственны за такие феномены как соц. статус, соц. влияние, групповая сплоченность,
соперничество/сотрудничество и выработка соц. норм.
Наиболее разработанные теории соц. обменов были предложены Тибо и Келли, Хомансом и
Блау. Все теории соц. обменов включают аналогию между экономическими отношениями и др. видами
соц. отношений. Считается, что обмен может происходить в ситуации, где каждый из участников
располагает возможностью осуществлять контроль за благами, представляющими ценность для других,
и каждый из участников ценит, по крайней мере, некоторые из тех благ, к-рые контролируют другие,
выше чем, по крайней мере, некоторые из тех благ, к-рые контролирует он сам. Такими благами могут
быть любые продукты, действия или условия, к-рые ценятся людьми. Следовательно, люди могут
обменивать услуги на приязненное расположение, товары на услугу, и т. д. По сути, в этих теориях
утверждается, что сама основа соц. жизни — ее существование и характер — состоит в такого рода
обменах.
Теория Хоманса оперирует такими терминами, заимствованными из языка поведенческой
психологии Скиннера, как частота и ценность вознаграждения, насыщение и угашение. Однако, эта
теория фокусируется на принципах достижения равновесия (concepts of equilibration)
при обмене в
попытке объяснения соц. взаимодействия в малых группах. Напр., большая конформность членов
группы со средним статусом по сравнению с ее высокостатусными членами объясняется с т. зр.
конформности, предоставляемой членами группы со средним статусом в оплату за более ценимую ими
компетентность и материальное благополучие членов группы с высоким статусом. В дополнение к
этому, сам этот высокий статус присваивается низкостатусными членами группы ее высокостатусным
членам как часть обмена за ценные ресурсы, контролируемые обладателями более высокого статуса.
Хоманс также использует понятие ожидания (expectancy), и его специфическую нормативную форму,
известную иод названием принципа распределительной (дистрибутивной) справедливости, в качестве
важного объяснительного понятия. Согласно принципу распределительной справедливости участники
обмена должны получать вознаграждения пропорционально их затратам и вложениям.
Теория Блау имеет много общего с теорией Хоманса. Однако, Блау более открыто, чем Хоманс,
использует экономические понятия, такие как кривые безразличия. Блау также делает гораздо более
выраженный акцент на понятии власти, определяемом им как контроль над негативными санкциями,
включ. отказ в вознаграждении. При этом Блау рассматривал соц. влияние как дополнительно
воздействующее через нормативное обязательство. Осн. предметом интереса Блау являлись истоки
появляющейся соц. структуры, к-рые прослеживаются в паттернах соц. обмена в малых группах.
Hosted by uCoz