Navigation bar
  Print document Start Previous page
 1418 of 1766 
Next page End  

конструкты, использующиеся для репрезентации разнообразных видов челов. знания. Правило
включает в себя область или множество кодированных входов, к к-рым оно применяется, ряд или
множество декодированных выходов, к-рые оно предположительно позволяет генерировать, и строгий
тип процедуры, которая применяется к элементам в данной области.
Структурная теория научения предоставляет общий метод анализа, называемый структурным
анализом, при помощи к-рого подлежащие усвоению правила могут выводиться из соответствующим
образом операционализированных образовательных целей. На первом шаге осуществляется отбор
репрезентативной выборки задач, связанных с рассматриваемой образовательной целью.
На втором шаге очерчиваются границы каждой отобранной задачи и определяются решающие
правила каждого типа. Процесс определения таких правил включает несколько подшагов.
1. Формулировка допущений в отношении минимальных кодирующих и декодирующих
способностей уч-ся в целевой популяции. Любой последующий анализ будет адекватным лишь в той
степени в к-рой эти допущения окажутся применимы к отдельным учащимся в имеющейся целевой
популяции.
2. Аналитик должен определить границы каждого образца (прототипа) задачи. Эти границы
эффективно определяют область правила, связанного с каждым прототипом.
3. Далее, аналитик должен определить когнитивные шаги (операции и решения), требующиеся
для решения каждой из репрезентативных задач. Эти операции и решения должны быть достаточно
простыми, с тем чтобы их применение не выходило за пределы кодирующих/декодирующих
способностей, к-рые предположительно имеются в наличии у всех уч-ся из целевой популяции. Эти
операции также должны быть атомистическими в том смысле, что корректное использование операции
каким-либо уч-ся в целевой популяции будет однозначно свидетельствовать о его успехе, а
некорректное использование о его неудаче.
Можно очень много рассказывать о тех действительных процессах, посредством к-рых
конструируются правила. Наиболее существенным является то, что использование структурных теорий
научения применительно к планированию обучения предполагает в качестве обязательного отправного
шага структурный анализ предмета. Следует отметить, в частности, что в данном случае ничего не
говорится о таксономии предметного содержания; в отличие от таксономических подходов к
планированию обучения, с позиций структурного научения должно анализироваться все содержание.
Как только структурный анализ завершен, из этой теории непосредственно и органично
выводится соответствующая эффективная стратегия обучения. А именно, в результате анализа
становится известным: а) что уч-ся должен уметь делать по достижении образовательных целей и б)
чему в результате учащийся должен научиться.
Тестирование на малом, ограниченном наборе задач, позволяет недвусмысленно и четко
определить, какие части правила любой индивидуум знает и какие части он не знает. В результате
такого тестирования определяется исходный уровень уч-ся. С этой целью достаточно проверить каждый
предмет на одном случайно выбранном задании из каждого класса эквивалентности, поскольку, в
соответствии с атомистическими допущениями, успех в выполнении любого отдельно взятого задания
предполагает потенциальный успех в выполнении всех других заданий из того же самого класса
эквивалентности. С учетом иерархических отношений, квалификационное (conditional)
тестирование
может потребовать даже еще меньшего числа тестовых заданий.
Из того, что уч-ся знает, непосредственно вытекает соответствующее обучение. Все, что для
этого необходимо сделать, это определить недостающие части желаемого правила и представить их уч-
ся. Существующая теория обеспечивает в значительной степени универсальную основу для разработки
программ обучения, к-рая в принципе может применяться в отношении любого учебного предмета —
независимо от его сложности, а если целью яв-ся не столько передача теорет. знаний, сколько
улучшение эффективности обучения, то и независимо от степени его структурированности.
См. также Теория алгоритмически-эвристических процессов, Теории научения
Дж. М. Скандура
Теория ожидания (expectancy theory)
Понятие ожидания занимает центральное место в объяснении значительной части поведения
млекопитающих и птиц. Когда, напр., необученную, голодную крысу первый раз помещают в
стартовую камеру лабиринта, она обычно сопротивляется, расставляя лапы в стороны, так что ее
приходится переворачивать на бок, чтобы пропихнуть через входное отверстие. После серии
Hosted by uCoz