Navigation bar
  Print document Start Previous page
 1528 of 1766 
Next page End  

девушки на пороге половой зрелости стараются изо всех сил сохранить самоуважение и личную
целостность. Молодые люди не всегда разрешают дилемму идентичности путем позитивного выбора.
Некоторые выбирают негативную идентичность — отказ от прежней идентификации, независимо от
того, касается ли она расы, половой роли, религии или соц.-экономического положения.
Для разрешения дилеммы «идентичность/диффузия идентичности» требуется два условия:
наличие кризиса и связывание себя обязательством. Под «кризисом» имеется в виду столкновение
молодых людей с ситуацией множественного выбора и напряженные поиски единственно приемлемого
для себя решения (напр., выбор будущей профессии или вероисповедания). Обязательство
подразумевает твердую приверженность личному выбору после напряженного исслед. альтернатив.
Можно сказать, что связавший себя обязательством индивидуум достиг определенного уровня
идентичности.
Помимо статуса достижения идентичности молодые люди могут находиться и в ином
положении. Статус диффузии идентичности предполагает отсутствие взятых на себя обязательств (в
отношении профессии, религиозных убеждений и т. д.) безотносительно к тому, имел ли место кризис в
жизни данного чел. или нет. Предрешенность идентичности
это статус тех, кто связан твердым
обязательством в отношении собственной жизни без к.-л. рассмотрения и анализа альтернатив; др.
словами, они не испытывали никакого кризиса, и выбор идентичности мог быть в равной мере выбором
их родителей, как и их собственным выбором. Наконец, статус моратория — удел тех, кто находится в
продолжающемся кризисе, к-рый еще не предоставил им возможности принять твердое решение.
См. также Эриксонианские стадии развития, Кризис идентичности
Дж. П. Мак-Кинни
Формирование понятий (concept learning)
Понятие — способ категоризации элементов и демонстрации характера существующих между
ними взаимосвязей. В задаче на Ф. п. (concept learning task)
определенные признаки стимулов
связываются друг с другом в соответствии со специфическим правилом. Нек-рые задачи на Ф. п.
требуют от испытуемых обнаружения признаков, нек-рые — обнаружения правила, а нек-рые — и того
и другого.
Под признаком в задачах на Ф. п. понимается характеристика стимула, к-рая может изменяться
от одного предъявления к др. Напр., в исслед. Ф. п. могут использоваться такие стимулы, как квадраты
или круги, к-рые могут быть маленькими или большими и розовыми или голубыми; т. о., стимулы
изменяются по трем признакам: форме, размеру и цвету. В задаче на Ф. п. по крайней мере один из
признаков стимула яв-ся существенным. Когда дело касается существенного признака, испытуемые
должны сказать «да», если данный признак имеет одно значение (напр., квадрат), и «нет», если этот
признак имеет др. значение (напр., круг). Задача на Ф. п. также может содержать ряд несущественных
признаков, к-рые не связаны с конкретным понятием. Если, напр., цвет или размер яв-ся
несущественными признаками в конкретной задаче, испытуемые должны научиться их игнорировать
для того, чтобы сформировать требуемое понятие.
Правило предписывает, каким образом должны между собой сочетаться признаки. Два наиболее
распространенных типа правил называются конъюнкцией и дизъюнкцией. Правило конъюнкции
использует слово «и», как во фразе «все фигуры, являющиеся квадратными и розовыми». Правило
дизъюнкции использует слово «или», как во фразе «все фигуры, являющиеся квадратными или
розовыми либо квадратными и розовыми одновременно».
Примерно с 1930 до 1970 г. исслед. в области Ф. п. в основном фокусировались на выявлении
переменных, к-рые влияли на скорость образования понятия. К числу таких переменных относятся тип
правила (напр., конъюнкция или дизъюнкция), тип задачи (напр., поиск признака, поиск правила, или
полное усвоение понятия), количество существенных признаков, очевидность (salience) существенного
признака и количество несущественных признаков.
Одно из открытий, к-рое привлекло к себе особое внимание, состояло в том, что испытуемые
быстрее формируют понятия, когда им даются положительные примеры (напр., им говорят, что розовый
квадрат яв-ся примером понятия), чем когда им даются отрицательные примеры (напр., им говорят, что
голубой круг не яв-ся примером понятия).
Теории формирования понятий. Мн. теории основаны на представлении о том, что люди в
задачах на Ф. п. пытаются определять искомые понятия путем выдвижения гипотез или пробных
догадок и последующей проверки этих гипотез (догадок).
Hosted by uCoz