Navigation bar
  Print document Start Previous page
 1613 of 1766 
Next page End  

В противоположность этому, Стотленд и его коллеги обнаружили, что в ситуациях, когда помочь
страдающему др. оказывается не просто или даже невозможно, испытывающий Э. может попытаться
вырваться из этой неприятной ситуации — физически или психологически — путем «замораживания»
своих чувств. Если боль др. достигает крайней степени или проявляется в виде сильной агонии, субъект
эмпатии может физически или психологически устраниться из этой ситуации. Бэтсон и Коук сообщают,
что это бегство от мучительного сопереживания происходит с меньшей вероятностью, если данный чел.
не просто проникается чувствами др., но еще и симпатизирует ему — т. е. сообщает об ощущении
эмоционального побуждения помочь др., чувстве сострадания, жалости и сердечного участия. Хоффман
показал, что, независимо от используемого теорет. похода к Э., методики ее измерения на основе
самоотчетов всегда дают более высокие показатели для женщин по сравнению с мужчинами.
См. также Эмоции, Представления, Социальный интерес
Э. Стотленд
Эмпиризм (empirism)
Э.
это направление в эпистемологии (гносеологии), согласно к-рому все знание возникает в
результате чувственного восприятия и опирается на него. Э. можно противопоставить двум другим
часто, хотя и не обязательно, связываемым между собой доктринам: нативизму, утверждающему, что
некоторое знание дано нам от рождения, и рационализму, утверждающему, что именно разум, а не
чувственный опыт, дает нам самые верные основы знания.
Эти споры уходят корнями в V в. до н. э. Э. возник как реакция на рационализм, зарождение к-
рого связано с именем Парменида, а дальнейшее развитие — с именем Платона. Сторонники
рационализма проводили резкую границу между мнением, или ошибочным представлением, и знанием,
или внешней (объективной) и доказуемой истиной. Они считали, что чувственный опыт дает людям
только мнение об изменяющемся мире призраков (видимости или кажимости), а поскольку призраки
могут вводить в заблуждение, нельзя полагаться на чувственное восприятие. Т. о, рационалисты
призывали совершенно не доверять чувствам и искать знания посредством разума. Мнение может быть
верным, а может и не быть таковым, это зависит от случайного совпадения мнения и наблюдения; в
отличие от мнения, знание должно быть доказуемо и объективно истинным, и только логика — разум
— может обеспечить доказательство и дать уверенность. Рационалисты, как правило, считали также,
что знания преимущественно даются людям от рождения, научение же представляет собой «извлечение
на поверхность» того, что до поры до времени неявно присутствует в душе или в мозге.
С именем Эмпедокла связано возникновение др. философии, Э., выразившего недоверие осн.
идее рационализма с его склонностью к причудливым метафизическим спекуляциям и попытавшегося
показать, что наблюдение приводит к знанию. Сторонники Э. в его крайнем проявлении утверждают,
что наблюдение яв-ся единственным надежным источником знания. Если даже рационалист и отвергает
опыт, долг эмпирика — доказать, что перцепция на самом деле яв-сь источником верного знания: т. о.,
чтобы подтвердить возможности перцепции, эмпирик должен изучить ее. Здесь и начинается
психология. Чтобы убедить нас в правильности собственной системы взглядов, эмпирик, подобный
Эмпедоклу, должен объяснить нам, как «работает» восприятие, — а это, бесспорно, — сфера интересов
психологии. Т. о., теории восприятия принадлежат к наиболее древним психол. теориям, созданным для
решения проблем философии. Эмпирики также не доверяют нативистским заявлениям рационалистов
как апелляциям к миру непостижимого.
Совр. философия относит начало дискуссии между сторонниками рационализма/нативизма и
эмпириками к XVI в. и связывает ее с именами Рене Декарта, основателя совр. рационализма, и Джона
Локка, наиболее яркого представителя совр. эмпиризма. Э. представлен двумя школами — умеренной и
радикальной. Умеренный эмпирик соглашается с теми, кто считает, что источником всех идей яв-ся
перцепция, однако допускает, что «аппарат разума», т. е. такие его функции как память, воображение и
язык — даны чел. от рождения. Сторонники крайних взглядов, в том числе и Джон Стюарт Милль, не
ограничиваются этим и утверждают, что рез-том научения яв-ся не только то, над чем человек думает,
но и то, как он думает, т. е. сами мыслительные процессы.
Своеобразным синтезом идей рационализма и Э. яв-ся философия Иммануила Канта,
считавшего, что наука — высшая форма челов. познания — начинается с опыта и с систематизации его
результатов. Однако Кант полагал, что благодаря врожденным свойствам челов. разума челов. опыт
неизбежно «принимает определенную форму», к-рая и становится источником упорядоченного явления,
изучаемого наукой. Следовательно, наука базируется на логически доказуемом основании, присущем
Hosted by uCoz