Navigation bar
  Print document Start Previous page
 1617 of 1766 
Next page End  

предположение заключается в том, что успешное использование физ. упражнений при лечении легких
форм депрессии может быть связано с ненормальным уровнем Энд., иногда обнаруживаемым у
пациентов психиатрических отделений.
См. также Нейрохимия, Центральная нервная система
Дж. Р. Котела, А. К¸рни
Энкопрез (encopresis)
Функциональный Э. обычно считается расстройством детского возраста. Диагноз
функционального Э. может быть поставлен в случаях недержания кала не реже одного раза в месяц в
течение шести месяцев. Кал обычно остается в одежде, но может также оставляться больными и в др.
местах — на полу, в чулане или шкафу.
При проведении дифференциальной диагностики важно отличать функциональный Э. от
расстройств, вызванных органической патологией. Среди органических расстройств болезнь
Гиршпрунга яв-ся главной ложной целью в дифференциальной диагностике функционального Э.
Функциональный Э. встречается у мальчиков в три—четыре раза чаще, чем у девочек. Не
удивительно, что частота распространенности снижается с возрастом. Э. отмечается у 3,5—4%
мальчиков и 1—1,5% девочек в возрасте от 4 до 5 лет, в то время, как к 8 годам распространенность
составляет 2,3% у мальчиков и 0,7% у девочек. К 12 годам частота функционального Э. снижается до
1,3% у мальчиков и 0,3% у девочек. В редких случаях функциональный Э. сохраняется во взрослом
возрасте.
Хотя функциональный Э., по определению, не яв-ся результатом органической патологии, у
многих из этих больных отмечается неэффективность желудочно-кишечной деятельности в течение
всей жизни. Но даже если это может быть важной сопутствующей переменной, окончательная
этиология функционального Э. так и не установлена.
Э. может быть связан с др. нейропсихологическими расстройствами детского возраста,
например, с дефицитом внимания, но чаще больной ребенок не имеет к.-л. выраженных психол.
проблем и может быть послушным и любимым взрослыми. Однако, природа этого расстройства
воспринимается особенно одиозной в контексте зап. культуры, что обычно приводит к значительной
напряженности внутрисемейных отношений и может угрожать формированию положительных
отношений со сверстниками. В результате больной ребенок часто имеет низкую самооценку и избегает
соц. контактов.
Поскольку развитие Э., вероятно, вызвано взаимодействием нескольких переменных, включая
физиолог. предрасположенность и трудности в приучении к горшку, лечение должно быть
многоаспектным. Терапию следует проводить не только с ребенком, но и с его семьей. Целью
семейного консультирования и терапии должно быть снижение конфликта в отношениях между
родителями и ребенком. Одной из целей семейной терапии должна быть помощь родителям в
понимании того, что недержание кала у ребенка не носит характер преднамеренности. Семейная
терапия может также оказаться полезной в идентификации факторов окружающей психосоциальной
среды ребенка, усиливающих проявления расстройства, и в изменении аттитюдов в отношении
приучения к горшку в случаях, когда главной проблемой яв-ся функциональный Э. и ребенок так и не
научился сдерживать свои позывы и пользоваться туалетом за длительный период времени.
Хотя использование семейного консультирования и семейной терапии желательно, терапия
функционального Э. может быть прежде всего мед. по своей сути. Поскольку расстройство связано с
нарушениями со стороны деятельности желудочно-кишечного тракта, включая запоры, вероятность
положительного исхода терапии повысится, если в программу лечения будет включен педиатр. С др.
стороны, функциональный Э. может рассматриваться как расстройство поведения отдельного пациента.
Акцент в терапии может быть поставлен на самом поведении, и тогда бихевиоральные приемы могут
часто принести наилучшие результаты. Здесь могут использоваться такие приемы как поощрение
каждого дня, проведенного в опрятности, звездочкой в календаре, рисуемой самим ребенком.
Использовались тж более технически сложные процедуры биолог. обратной связи, к-рые оказываются в
особенности успешными в случаях патологической динамики дефекации. Напр., Л¸нинг-Бауке ввел
биолог. обратную связь в комплексную программу терапии с использованием слабительных для
предотвращения запоров и обеспечения регулярности ежедневной дефекации, а также с привлечением
членов семьи к ведению учета результатов и др. действиям, значимым для модификации поведенческой
мишени больного. Техническое проведение процедуры биолог. обратной связи предусматривает
Hosted by uCoz