Navigation bar
  Print document Start Previous page
 1639 of 1766 
Next page End  

малым количеством пищи.
После того как эти уровни исполнения стабилизируются, изменение вознаграждения —
количества пищи — в этих двух группах приводит к незамедлительному эффекту в исполнении. Крысы,
получавшие раньше большее вознаграждение, а теперь — меньшее, бегут медленнее. Крысы,
получавшие меньшее вознаграждение, при его увеличении демонстрируют противоположный эффект.
Кроме того, исполнение при изменившемся вознаграждении часто превышает показатель,
предсказываемый на основе более раннего исполнения. Те животные, у к-рых вознаграждение
сменилось с большего на меньшее, бегут медленнее, чем ожидалось, тогда как те, у к-рых оно
сменилось с меньшего на большее, пробегают лабиринт быстрее предсказываемого времени. Создается
впечатление словно животные из первой группы оказались «разочарованными» или «впавшими в
депрессию» в результате внезапного снижения привлекательности вознаграждения, в то время как
другие испытали «воодушевление» в результате ее внезапного увеличения.
Г. А. Кимбл
Эффект ореола (halo effect)
Э. о. — тенденция оценщика (эксперта, судьи и т. д.) присуждать индивидууму высокие оценки
по множеству черт вследствие убеждения, что этот индивидуум обладает определенной сильно
выраженной чертой: по-видимому, такая оцениваемая черта оказывает избыточное влияние на др.
черты. Э. о. впервые получил свое эмпирическое подтверждение в работах Э. Л. Торндайка.
Э. о. наносит серьезный ущерб системам оценки, так как он маскирует наличие индивидуальной
изменчивости по различным оценочным шкалам. Было высказано много предложений по его
преодолению, напр., оценивать всех людей по одной черте, прежде чем переходить к следующей;
варьировать привязку шкалы, привлекать оценщиков с одинаковым уровнем знания, и проводить
интенсивное обучение оценщиков. Последний способ, по-видимому, яв-ся наиболее эффективным и
наиболее часто используемым подходом для противодействия Э. о.
С Э. о. тесно связан «эффект дьявола» («devil effect»), при к-ром оценивающий присуждает
индивидууму низкие оценки по множеству черт вследствие убеждения, что этот индивидуум имеет
низкую степень выраженности некоторой черты, к-рая считается очень важной. Э. о. (или дьявола)
обычно увеличивается пропорционально тому, в какой степени оцениваемая черта оказывается
неопределенной, трудной для измерения или рассматриваемой как входящая в состав др. оцениваемой
черты.
См. также Ошибки оценщика, Оценочные (рейтинговые) шкалы, Шкалирование
Л. Бергер
Эффект Пигмалиона (Pygmalion effect)
Термин Э. П. взят из пьесы Джоржда Бернарда Шоу. Он используется как синоним
самоосуществляющегося пророчества.
Роберт Розенталь и Ленор Джекобсон впервые использовали это понятие в своей книге, в к-рой
описывались влияния ожиданий учителей на поведение учеников. Оригинальное исслед. состояло в
манипулировании ожиданиями учителей и оценке их влияний на показатели IQ
школьников. В этом
исслед. 20% случайно выбранных школьников из 18 различных классов описывались учителям как
обладающие необычайно высоким потенциалом учебных достижений. Ученики младших классов, в
отношении к-рых были сформированы высокие ожидания учителей, обнаружили значительный прирост
в общих показателях IQ и показателях способности к рассуждению (reasoning IQ)
в сравнении с др.
учениками в своей школе. Несмотря на то, что оригинальное исслед. впоследствии подверглось критике
за методологические просчеты, оно привлекло большое внимание к феномену влияния ожиданий
учителей на эффективность учебной деятельности школьников.
Обнаружилось, в частности, что эти результаты особенно применимы в отношении обучения
детей из неблагополучных семей (disadvantaged children). Выяснилось, что неблагополучные дети плохо
учатся в школах из-за низких ожиданий работающих с ними учителей.
Было предложено два объяснения Э. П. Согласно Куперу, учителя полагают, что они обладают
меньшим контролем над учениками, в отношении к-рых имеют низкие ожиданиями, в сравнении с
учениками, на достижения к-рых они рассчитывают. Поэтому, чтобы усилить свой контроль, учителя
часто прибегают к аффективной обратной связи в отношении первых, тогда как последние чаще
Hosted by uCoz