Navigation bar
  Print document Start Previous page
 1652 of 1766 
Next page End  

основывались на личных наблюдениях, а не на научных исслед.
Одновременно, целая плеяда врачей-клиницистов в Европе и США разрабатывала различные
варианты идеи о том, что Я-к. важна для клинического понимания людей и для формулирования общих
положений предлагаемых ими теорий личности. Однако в целом их идеи, практически целиком
основывавшиеся на неконтролируемых клинических наблюдениях отдельных случаев, были
недостаточно строги и недоступны эмпирической проверке, а порой даже отрицали положения
научного детерминизма. Все это привело к тому, что их взгляды на протяжении неск. десятилетий были
в стороне от общего направления научной психологии в США.
Детские психологи начали изучать развитие соц. познания — знания о других и о себе в
отношении к другим. Сюда входили вопросы о предположительном существовании качественно
различных стадий развития соц. познания и возможной связи возрастных тенденций развития речи с
развивающимися представлениями о себе и других. Наряду с этим была тж поднята проблема влияния
родительских качеств и родительского поведения на представления ребенка о себе; была тж очевидно,
что теория и исслед. нравственного развития важны для изучения усвоения Я-к. и идеалов Я.
Соц. психологи признали важность переменных Я-к. в своих теориях межличностной аттракции,
конформности челов. поведения и когнитивного диссонанса. Переменные Я-к. фигурируют и в теории
атрибуции. Соц. психологи тж объединились с социологами в исслед. влияний переменных возраста,
соц. класса, расы и пола на Я-к. Представители теории соц. научения выдвигали аргументы в пользу
таких переменных, как локус контроля и выученная беспомощность, а каждая из них связывается (как в
теории атрибуции) с условиями, при к-рых человек рассматривает свои характеристики или поведение
как важные факторы в определении результатов.
Психологи, занимающиеся проблемами профессионального самоопределения и интенсификации
труда, подчеркивали теорет. значение таких идей, как направляющая роль Я-к. в выборе профессии и
эвентуальном развитии профессиональной Я-к. Т. о., теоретики и исследователи до сих пор
рассматривали почти исключительно феноменальную, или сознательную Я-к., не затрагивая т. н.
бессознательной Я-к.
1. Личная Я-к. (personal self-concept). Это описательные характеристики или поведенческие
свойства индивидуума, какими он видит их. Эти характеристики могут варьировать от сравнительно
специфических до весьма обобщенных. Следует отметить, что личная Я-к. включает не только физ.,
поведенческие и внутренние характеристики, но и такие аспекты, как половая идентичность,
расовая/этническая идентичность, социоэкономическая классовая идентичность, возрастная
идентичность и такое чувство, как «быть, в нек-рых отношениях, тем же самым человеком на
протяжении определенного времени».
2. Социальные Я-к. (social self-concepts). Это описательные характеристики или поведенческие
свойства индивидуума, как они, по его мнению, видятся другими.
Социальные Я-к. могут соответствовать, а могут и не соответствовать характеристикам
собственного Я индивидуума, какими он видит их.
3. Я-идеалы, касающиеся личной Я-к. (self-ideals regarding one's personal self-concept). Это
представления о том, каким бы хотел быть индивидуум на самом деле.
4. Я-идеалы, касающиеся социальных Я-к. (self-ideals regarding one's social self-concepts). Это
представления о том, каким индивидуум хотел бы выглядеть в глазах других.
5. Оценки описательных личных Я-к. относительно соотв. личных Я-идеалов (evaluations of
descriptive personal self-conceptions in relation to the ideals for self regarding those attributes). Иначе
говоря, это оценки пункта 1 в сравнении с пунктом 3.
6. Оценки описательных социальных Я-к. относительно соотв. идеалов для социальной Я-к.
(evaluations of descriptive social self-conceptions in relation to the ideals for one's social self-concept). Т. е.,
это оценки пункта 2 в сравнении с пунктом 4.
Самооценка
Большинство теорет. работ и эмпирических исслед. в области Я-к. так или иначе касаются
самооценки (self-esteem). В литературе по Я-к. тж широко используется термин самопринятие (self
ассерtance) для обозначения симпатии или уважения человека к себе несмотря на признание им своих
недостатков.
Хотя исследователи достигли значительного согласия в отношении общего представления о том,
что измерять, прогресс в области измерений шел медленно, что обусловлено а) чрезвычайной
сложностью набора переменных; б) неудачными попытками выделить составные части в Я-к. и
разработать для них адекватные измерения; и в) пренебрежением принятыми процедурами
Hosted by uCoz