Navigation bar
  Print document Start Previous page
 288 of 1766 
Next page End  

способностей. Некоторые из них включены в то, что обычно называют комплексными батареями
способностей.
С др. стороны, неуклонно возрастающий массив данных кросс-культурных исслед.
свидетельствует о том, что в разных культурах под интеллектом могут пониматься разные качества чел.
И составляющие интеллект качества, и относительный уровень развития этих качества отражают
требования и условные подкрепления со стороны культуры, в к рой чел. функционирует. Проведенные в
современных дописьменных культурах исслед. показывают, что те представители этих культур, к-рые
испытали на себе заметное влияние европейского образования, более склонны реагировать на задания
теста, опираясь на абстрактные понятия, и менее зависимы от контекста, чем их ровесники, получившие
традиционное воспитание. С кросс-культурных позиций, доступные в настоящее время тесты
интеллекта могут быть наиболее верно охарактеризованы как средства измерения академического
интеллекта или способности к обучению. Эти умения и навыки представляют лишь ограниченную часть
интеллекта, но ту его часть, к-рая находит широкое применение и чрезвычайно востребована в
современных, промышленно развитых об-вах. В таких об-вах академический интеллект значимо
коррелирует не только с учеб. достижениями, но и с достижениями в большинстве профессий и в др.
важных сферах общественной деятельности.
Интеллектуальные функции, выявляемые традиционными тестами интеллекта, исследовались тж
когнитивными психологами в рамках изучения процессов обработки информации и машинного
моделирования человеческого мышления. Хотя эти исслед. находятся только на начальной стадии, они
вносят свой вклад в понимание того, что именно измеряют тесты интеллекта, потому что в центре их
внимания находится сам процесс решения задач, а не его конечный результат. Что делает тестируемый,
отвечая на вопросы теста? Анализируя выполнение интеллектуального теста с т. зр. составных
элементарных процессов, можно в конечном счете способствовать выявлению источников сильных и
слабых сторон интеллекта каждого человека. Подобный анализ способен усилить диагностическую
функцию тестов и облегчить разработку индивидуальных обучающих программ, отвечающих
потребностям конкретного человека.
Развитие на протяжении жизни
Лонгитюдные исслед. возрастных изменений уровня выполнения традиционных тестов
интеллекта обнаруживают его медленное повышение в младенчестве, сменяемое в детстве более
быстрым прогрессом, продолжающимся до наступления зрелости, когда начинается постепенное
снижение показателей. Следует, однако, отметить, что на разных этапах развития чел. уровень его
интеллекта оценивается по разному набору свойств: IQ младенцев определяется преимущественно по
уровню их сенсомоторного развития, a IQ детей — по уровню развития вербальной и др. абстрактных
функций. В период обязательного школьного обучения содержание тестов интеллекта близко
отображает то, что изучается в школах. В дальнейшем возможны ситуации, при к-рых изменяющиеся
паттерны интеллектуального развития индивидуума, связанные с повышением образовательного уровня
и приобретением определенной специальности, не выявляются с помощью широко применяемых тестов
интеллекта: для этого может потребоваться более широкий спектр тестов и иных оценочных процедур.
Средний уровень выполнения традиционных тестов интеллекта обнаруживает непрерывное
повышение с возрастом вплоть до третьего десятилетия жизни. Среди групп с высокими тестовыми
показателями, в первую очередь это относится к выпускникам колледжей и к людям, занятым
умственным трудом, такое повышение может происходить на протяжении всей жизни. В выборках лиц,
показатели к-рых приближаются к среднему для популяции, тенденция к снижению тестируемых
способностей проявляется после достижения ими 30-летнего возраста, причем наибольший спад
отмечается при выполнении задач на скорость, зрительное восприятие и установление абстрактных
пространственных отношений. В исслед. методом поперечных срезов, где используются разные
выборки на разных возрастных уровнях, возрастные различия, по всей вероятности, смешиваются с
культурными изменениями в популяции, поскольку разные возрастные группы отличаются тж и по
уровню образования и другим изменяющимся условиям жизни. Хорошо спланированные лонгитюдные
исслед. взрослых показывают, что снижение показателей тестов интеллекта, приписываемое возрасту,
значительно меньше тех различий, которые связывают с происходящими со временем
образовательными и культурными изменениями.
Интеллектуальные девианты
Умственно отсталые и одаренные люди представляют нижний и верхний края распределения
интеллекта. Поскольку это распределение является непрерывным, между этими группами и
статистической нормой нет четких границ. На основе выполнения теста интеллекта умственная
Hosted by uCoz