Navigation bar
  Print document Start Previous page
 368 of 1766 
Next page End  

исследовательские приоритеты и следовать систематически им до тех пор, пока более тщательная
проверка теорий и моделей не позволят этой прикладной области достичь надлежащей глубины. Можно
с уверенностью прогнозировать дальнейшее бурное развитие области И. п.
См. также Реклама, Прикладные исследования
Э. Л. Палмер
Иллюзии (illusions)
И. — это ложные или искаженные восприятия окружающей действительности. Понятие И.
можно существенно уточнить, добавив, что она заставляет воспринимающего испытывать чувственные
впечатления, не соотв. действительности, и склоняет его к ошибочным суждениям об объекте
восприятия. И. Мюллера-Лайера, — вероятно, самая изученная из всех зрительных иллюзий, при к-рых
воспринимающий ошибочно оценивает длину линий. 2 прямые, изображенные на рис. 3, равны по
длине, однако та, что слева, оценивается примерно на 25% длиннее расположенной справа. Эту И.
обычно использовали для ил. ненадежности наших чувств. Освещение сцены, грим, покрой одежды —
лишь малая часть примеров практ. применения законов иллюзорного восприятия в нашем визуальном
мире.
Рис. 3. Иллюзия Мюллера-Лайера
Две горизонтальные линии равны по длине, однако левая кажется знач. длиннее правой. Чтобы
эти линии выглядели равными, нужно увеличить длину правой примерно на 25%
И. играют важную роль в выживании мн. биолог. видов. Под покровительственной окраской
имеется в виду способность животного в целях предотвращения нападения принимать окраску,
сходную по цветовой гамме с окружающей средой. Нек-рые виды обладают возможностями прятаться в
тени благодаря особому окрасу (с полосами и разводами), затрудняющему определение
местоположения животного, и темным полоскам, маскирующим заметные глаза (напр., енот). Слияние с
фоном действительно порождает ошибочное восприятие, но искажение здесь не столь существенно, как
в тех случаях, когда мы приписываем удаленность объекту, фактически находящемуся рядом.
Мы не располагаем систематической экологической классиф. всех встречающихся в природе и
повседневной жизни И. И. имеют место во всех сенсорных модальностях. Лучше всего изучены
зрительные И. Уже упоминавшаяся зрительная И. Мюллера-Лайера является еще и осязательной.
Горизонтально-вертикальная И. состоит в том, что из двух равных по длине отрезков вертикальный
кажется больше горизонтального, разделенного им на равные части в точке касания. И. Поггендорфа
вызывается специфическим расположением трех линий: отрезки прямой, иод углом пересекающей две
параллельные прямые, кажутся сдвинутыми относительно друг друга. И. излома наклонной прямой
усиливается, когда ее отрезок между параллельными прямыми не виден. И. Понзо создается двумя
сходящимися прямыми, похожими на перспективное изображение уходящей вдаль дороги. 2 равных по
длине отрезка параллельных прямых, лежащих между этими сходящимися линиями, выглядят
неравными: отрезок, расположенный ближе к точке схождения линий, кажется большим.
Причиной мн. И. служит неопределенность пустых зрительных полей и необычных контекстов.
Неподвижно закрепленный точечный источник слабого света в полной темноте кажется движущимся —
И., известная как автокинетический эффект. В естественных условиях эту И. можно испытать, наблюдая
за неяркими звездами в темную летнюю ночь.
Проприоцептивная система ответственна за мн. И.; одна из них — «пьяная» походка бывалого
моряка, к-рому палуба кажется устойчивой, как земля, а земля уходит из-под ног, как палуба при
сильной вертикальной качке. Пилот самолета, взлетающего с авианосца с помощью катапульты, видит
находящиеся в поле зрения объекты уплывающими вверх (окулографическая И.) и в то же время
ощущает свое тело заваливающимся назад (окулогравическая И.). Ему может казаться, что самолет
слишком резко набирает высоту, но попытка скорректировать траекторию взлета — опустить нос
самолета — может привести к катастрофе. Эту И. особенно трудно преодолеть в ночное время, когда
пилоту недостает зрительных ориентиров.
Локализация звука несет в себе элемент неопределенности, снять к-рую помогает зрительная
система отсчета. Поэтому зрители приписывают голос кукле, а не артисту (эффект чревовещателя).
Hosted by uCoz