Navigation bar
  Print document Start Previous page
 399 of 1766 
Next page End  

контролировать и использовать свой уникальный ресурс — интеллект.
См. также Когнитивные (познавательные) способности, Критерии креативности, Факторный
анализ, Общий фактор интеллекта, Наследственность и интеллект, Меры интеллекта, Шкала
интеллекта Стэнфорд-Бине, Модель структуры интеллекта, Векслеровские тесты интеллекта
Дж. П. Гилфорд
Интеракционизм (interactionism)
В своем самом широком значении термин «И.», или «интеракциональная психология»,
используется для обозначения подхода, согласно к-рому поведение совместно определяется личными и
ситуационными факторами. В др. его трактовке люди и ситуации рассматриваются как оказывающие
реципрокное воздействие. Не только ситуации способны воздействовать на поведение людей, но и люди
могут активно воздействовать на ситуации, приписывая им тот или иной смысл и выбирая, в какие
ситуации вмешиваться, а в какие — нет.
Возможно, самая известная из первых интеракционистских позиций — это позиция Курта
Левина, выраженная в его уравнении В = f(P, E), показывающем, что поведение есть функция личности
человека и тех аспектов среды, к-рые значимы для него в данный момент.
Др. ист. пример интеракционистского мышления дают нам работы персонолога Генри Мюррея.
Желательность интеракционистского подхода признается исследователями самых разных теорет.
ориентации, однако вопрос о том, какая именно интерпретация взаимодействий «человек х ситуация»
может быть признана приемлемой, по-прежнему вызывает разногласия. Для соц. бихевиористов
существование взаимодействий — это только повод лишний раз подчеркнуть уникальность
организации поведения внутри каждого человека и, следовательно, принципиальные трудности его
предсказания. Однако, приверженцы теории черт приходят к совершенно др. выводам. Айзенк и
Айзенк, напр., отмечают, что повторение теоретически предсказываемых взаимодействий «личность х
ситуация» наблюдается довольно часто, и что подобные повторения служат аргументом против
утверждения об уникальной организации поведения внутри каждого человека. Поэтому для
сторонников теории черт повторяющиеся взаимодействия между измеряемой чертой личности и
ситуативной переменной как раз показывают, что по измеряемым чертам личности могут делаться
точные предсказания.
Целый ряд событий можно рассматривать как надежные признаки популярности И. в наши дни.
Бесспорно, расширение применения эксперим. планов со мн. независимыми переменными и
использования методов дисперсионного анализа, наблюдавшееся в 50-е гг., было связано с принятием
мн. исследователями интеракционистской т. зр. Кронбах в своей президентской речи на ежегодном
съезде Американской психол. ассоц. призывал к изучению взаимодействия «способность х
воздействие», чтобы ликвидировать исторически сложившийся разрыв между эксперим. и
корреляционной традициями в психологии, и этот призыв был услышан. В 1968 г. фронтальную атаку
на понятие и способ измерения черт личности предпринял У. Мишел, утверждавший среди прочего и
то, что ситуационные детерминанты оказывают значительно более заметное влияние на поведение,
нежели индивидуальные различия. В последующем споре между ситуационалистами и защитниками
теории черт выяснилось, что вопрос о «величине дисперсии» («amount of variance»)
оказался
псевдопроблемой и мн. участники этих дискуссий пришли к примирению на основе
интеракционистской позиции. Сам Мишель в более поздних публикациях неск. смягчил свою критику,
отметив, что «создавать псевдопротиворечия, противопоставляя человека ситуации только ради того,
чтобы убедиться в том, что важнее, — пустая трата времени. Ответ на этот вопрос всегда зависит от
того, о каких ситуациях и о каких людях идет речь».
См. также Социальная психология
Т. Блэсс
Интербихевиоральная психология (interbehavioral psychology)
И. п. резко расходится с традиционными подходами к пониманию психол. событий. Согласно
превалирующему дуалистическому взгляду, человек состоит из двух нередуцируемых сущностей:
видимой части, или тела, и невидимой части, или души. Еще более материалистическая т. зр. —
классический бихевиоризм — отвергает понятие психики (разума) и приписывает психол. активность
мозгу.
Hosted by uCoz