Navigation bar
  Print document Start Previous page
 542 of 1766 
Next page End  

его 2-томном труде «Юность» (Adolescence))
в пользу того, что подростковый возраст — это стадия,
порождаемая физиолог. перестройкой на основе заложенной в генах программы. По его мнению,
поскольку «буря и натиск» — следствие меняющихся физиолог. процессов, такое поведение является
универсальным и обнаруживается в любой культуре. Чтобы проверить этот вывод, Мид решила
провести полевые исслед. на Самоа. Она обнаружила, что методики родительского воспитания детей
там существенно отличаются от принятых в американской культуре. Родители самоанских детей
стремились избегать конфликтов с ними, не ограничивали игры детей и не заставляли силой выполнять
к.-л. задания. Вследствие такого мягкого обращения родителей со своими детьми, между ними редко
возникали конфликты и эмоциональное напряжение, приводящее к срывам. Дети играли группами, и
только старшие из них использовали какую-то власть.
Когда дети достигали подросткового возраста, они сталкивались с теми же условиями
воспитания, что и в более раннем возрасте: правила и ограничения, поскольку они устанавливались не
родителями, а традицией, не вызывали размолвок и эмоционального дискомфорта, а наказание не
приводило к появлению обид или враждебного отношения. «Буря и натиск» — существенная сторона
отрочества в развитых культурах — здесь никак не проявлялись. И это при том, что те же самые
физиолог. изменения были неотъемлемой частью жизни каждого ребенка. Холл связывал утрату
душевного равновесия и эмоциональный дискомфорт так часто встречающиеся в поведении
подростков, с физиолог. перестройкой в организме; но несмотря на то, что организм самоанских
подростков претерпевал те же изменения, они не сопровождались эмоциональным напряжением и
дискомфортом.
В рез-те исслед. Маргарет Мид были сделаны определенные обобщения и появились новые
вопросы. Как много в поведении обусловлено культурой и что именно зависит в нем от телесной
конституции? Этот вопрос все еще продолжает вызывать споры.
См. также Кросс-культурная психология, Групповая сплоченность, Ролевые ожидания,
Социальная психология
Т. Александер
Культурный детерминизм (cultural determinism)
Термином «К. д.» обозначается вера в то, что культура распоряжается судьбой каждого чел. Рут
Бенедикт в работе «Модели культуры» (Patterns of Culture)
утверждала, что дети становятся частью
своей культуры со всеми ее осознаваемыми возможностями и ограничениями, направляющими ход их
жизни. Такой детерминистический взгляд на развитие чел. ясно дает понять, что, хотя люди и считают,
будто они сами принимают решение, выбирая дом, одежду или даже продукты питания, на самом деле
их выбор определяется культурой: все, что чел. делает, ест и чувствует, обусловлено его культурой. Это
мощное воздействие культуры достигает максимума ко времени, когда ребенку исполняется 5 лет, так
что он просто не представляет себе иного образа поведения, кроме прививаемого культурой.
Дети часто испытывают фрустрацию и негативные чувства при столкновении с культурными
нормами и ожиданиями. Этот процесс почти всегда сопровождается возмущением и неприязнью с их
стороны. В последнее время это возмущение обнаруживает себя в столкновении с бытовой стороной
жизни и в осуждении стандартов «благополучия». Дети стремятся к автономии и свободному
выражению побуждений, однако такое стремление приводит к конфликту с теми, кто выполняет роль
«агентов» культуры. Конечно же, самыми важными из них яв-ся родители, особенно мать. Большинство
детей, растущих в семьях, где существует сплоченность и стабильность, принимают культурные нормы,
поддерживаемые родителями. Этому принятию способствуют эмоциональные узы между детьми и
родителями. Благодаря взаимозависимости вследствие эмоционального удовлетворения дети ведут себя
в соответствии с наставлениями и желаниями своих родителей. В процессе аккультурации дети
интернализуют наказы своей культуры, так что ценимые в ней способы поведения становятся частью их
личности.
Важность культуры в детерминации поведения четко просматривается в концепции «соц. часов»:
культурно обусловленное поведение не только составляет подлинную сущность нашей жизни;
ожидаемое и одобряемое в конкретной культуре поведение должно быть присвоено человеком к
определенному времени. Эту концепцию представляют Бернис Ньюгартен и Ганхилд О. Хагестад. Т. о.,
жизнь чел. подразделяется на периоды, через к-рые мы проходим согласно «расписанию»,
составленному культурой, в к-рой живем; жизнь должна протекать с определенной скоростью,
сообразуясь с этим предустановленным графиком движения. В периоды детства, зрелости и старости
Hosted by uCoz