Navigation bar
  Print document Start Previous page
 578 of 1766 
Next page End  

осн. теорет. зависимой переменной, измеряемой относительной частотой возникновения данной
реакции. Пожалуй, Эстес — единственный, кому удалось внести наиболее крупный вклад в развитие М.
т. н.
Основанная на относительно простых допущениях, эта теория сравнительно успешно
применялась при изучении зависящих от времени феноменов в научении и обусловливании, выбора
поведения, сигнальных (дифференцировочных) ситуаций, усвоения вероятностей, идентификации
понятий, абстрагирования и разнообразных феноменов челов. памяти. В последующие годы подход
Эстеса подвергся модификации, с тем чтобы рассматривать вознаграждения и наказания не как
непосредственно усиливающие или ослабляющие имеющиеся ассоциативные связи, но как
регулирующие поток информ. в данной ситуации. Важность контекстуальной информ. привела Эстеса к
теорет. воззрениям, в к-рых главное место уделяется структуре информ. в системе памяти.
См. также Кривые научения, Теории научения
Д. Роббинс
Математически одаренные дети (precocious mathematical reasoners)
Мальчики и девочки, значительно опережающие своих ровесников по способности к мат.
рассуждению, знанию мат. понятий и/ или вычислительным навыкам, обладают дарованием или
дарованиями, к-рые м. б. весьма полезными для усвоения школьных предметов, требующих склонности
к количественному анализу или мат. навыков. Обычно наиболее важным из этих дарований является
рассуждение, осн. в большей мере на умении глубоко анализировать задачи, чем на знании выученных
понятий или на свободном оперировании числами.
Психологи, занимающиеся изучением индивидуальных различий, ведут горячие споры по
поводу критериев разграничения «способности» и «достижения»; разумеется, попытки отличить
способность к мат. рассуждению от достижений в усвоении математики имеют прямое отношение к
этому спору.
Прогностическая ценность SAT
Проявление высокого уровня способности к аналитическому мышлению при решении простых
мат. задач до изучения большинства разделов формальной математики — мощный предиктор
способности быстро и глубоко освоить математику. Напр., большинство уч-ся в возрасте 12 лет или
младше, получающих показатели по SAT-M выше показателей, получаемых 50% выпускников средней
школы (т. е. 500), способны усвоить программу первого года обучения по алгебре для средней школы с
помощью опытного, регулирующего темп обучения наставника за период до 15 часов. Это
соответствует объему материала по алгебре (часть I), на усвоение к-рого 14—15-летним ученикам IX
класса отводится от 180 до 190 уроков продолжительностью 45—50 минут. М. о. д. составляют одну из
наиболее ценных частей естественных ресурсов нации. Именно они обладают потенциалом для
получения докторских степеней в молодые годы, приходящиеся на конец юности и начало взрослости,
вместе с признанием их научных достижений ведущими ун-тами. Поэтому крайне важно выявлять
таких детей как можно раньше и помогать им развивать и совершенствовать свои дарования всеми
подходящими для этого способами. И они сами, и об-во, в к-ром они живут, бесспорно, получат
огромную выгоду от такого особого внимания.
См. также Абстрактный интеллект, Тесты академических способностей, Раннее развитие,
Проект «Талант»
Дж. Стэнли
Материнская депривация (maternal deprivation)
Депривация означает неполучение чего-либо, что необходимо или должно быть доступно. М. д.
испытывает ребенок, к-рому недостает матери, напр., воспитывающийся в приюте или
госпитализированный ребенок, ребенок, чья мать работает, или ребенок, мать к-рого не обладает
необходимыми родительскими навыками и пренебрегает или, возможно даже, жестоко обращается с
ним. М. д. может тж быть следствием обедненной среды, неуравновешенной матери, недостаточного
питания или недостаточного чувства безопасности.
Часто при наличии одного вида депривации имеют место и др. ее виды. М. д. может вести к
обеднению опыта, получаемого из внешней среды, — разновидности культурной или сенсорной
депривации. Необходимо учитывать возраст, в к-ром ребенок подвергается депривации, а тж ее
Hosted by uCoz