Navigation bar
  Print document Start Previous page
 619 of 1766 
Next page End  

неверно, ибо детерминист не обязательно должен быть сторонником М. т., как не был им Спиноза,
пантеист, к-рый, тем не менее, придерживался крайних детерминистских взглядов и отрицал свободу
воли.
Корни психол. механистической доктрины лежат в механизации картины мира, вызванной
научной революцией XVII в. Согласно ньютоновскому взгляду на мир, Вселенная — совершенный
часовой механизм, следующий математически точным и неизменным законам природы. Такой взгляд
стал первым шагом к приобретению знаний о природе, к-рые можно было практически применить, и он
все еще остается притягательным для физиков.
Механистический взгляд на Вселенную был неизбежно перенесен на поведение. Начало этому
процессу положил Декарт, к-рый считал всех животными машинами, поведение к-рых определяется
механическим функционированием их НС. Люди, в той мере, насколько они являются физ. телами,
настолько же являются машинами, однако человек, по мнению Декарта, обладает и «душой», свободной
от действующего подобно машине тела. Несмотря на эту оговорку, Декарт сделал существенный шаг в
сторону «психол. механистичности», прежде всего наделив «душу» только одной способностью —
способностью мыслить, и объясняя восприятие, память, воображение и др. явно «психич.» формы
активности на основе физиолог. (т. е. механических) законов.
Жюльен Офре де Ламетри смело заявил, что «человек — это машина». Хотя Ламетри и отвергал
существование «души», его нельзя назвать сторонником механицизма в совр. смысле этого слова, ибо
он был виталистом, делавшим различие между неорганической материей, из к-рой состоят машины, и
органической материей, образующей живые существа и наделяющей их особыми свойствами. Однако
он открыл дорогу последующим механицистам и др. представителям атеистической философии эпохи
Просвещения.
Доказательному изложению механицизма помешали две научные преграды. Первая заключалась
в плохом понимании функций НС и связи мозга с поведением. На протяжении XIX и XX вв., с
развитием сенсомоторной концепции нервной деятельности, согласно к-рой мозг представляет собой
своего рода коммутатор рефлексов, связывающий входные стимулы с выходными моторными
реакциями, эта преграда была постепенно преодолена. Второй преградой оказалась проблема
витализма, требующая ответа на вопрос о том, как можно объяснить жизнь, размножение и изменение
животных и растений, не прибегая к иным понятиям и терминам, помимо полностью механических,
причинных и нетелеологических. Эта преграда была частично преодолена благодаря эволюционной
теории, доказавшей, что описать эволюцию органической материи можно и без телеологии, и
окончательно — благодаря открытию молекулы ДНК, к-рое сделало возможным взгляд на процессы,
происходящие с организмом на протяжении его жизни, как на результат механического
репродуцирования, копирования и передачи информ., закодированной в двойной спирали.
См. также Эмпиризм, Свобода воли, Религия и психология, Витализм
Т. Лихи
Механическое заучивание (rote learning)
Под М. з. понимается изменение поведения, происходящее в результате образования
произвольных, дословных (verbatim) ассоциаций между стимулом и реакцией.
Д. Осубель и др. предполагают, что все задачи на заучивание можно концептуализировать на
континууме «механическое—осмысленное». Осубель полагает далее, что в школе осн. часть
заучиваемого материала должна рассматриваться как осмысленная и преподноситься учащимся т. о.,
чтобы им легче было понять его смысл и значимость.
Механически заученный материал, вероятно, будет забыт очень быстро по двум причинам. Во-
первых, т. к. процесс научения ограничивается сформированными ассоциациями, любой похожий
материал, выученный раньше или позже, будет оказывать интерферирующее влияние и снижать
сохранение. Во-вторых, такие ассоциации более подвержены распаду и более чувствительны к
неиспользованию, поскольку не связаны с существующими якорями в системе памяти.
См. также Экспериментальные исследования памяти
Дж. Мак-Миллан
Микродиагностика (microdiagnosis)
М. представляет собой усовершенствование и углубление диагностического процесса в
Hosted by uCoz