Navigation bar
  Print document Start Previous page
 620 of 1766 
Next page End  

клинической психологии и родственных психол. дисциплинах. М. — это процесс оценки, к-рый
позволяет более эффективно оценивать последствия как в аспекте промежуточных процессов (или
маршрутов), приводящих к таким последствиям (результирующему поведению или тестовой оценке),
так и в плане возможностей изменения или улучшения данного поведения.
Клинические психологи, наряду с другими, уже давно осознали, что тестовые показатели (и
выводимые на их основе нормы) не гарантируют валидного измерения способности или поведения
каждого индивидуума. Двумя из наиболее распространенных «корректировок» являются уточнение
полученной оценки в свете социокультурной истории индивидуума и/или рассмотрение качественных
аспектов тестируемого поведения (т. е., неформальный, углубленный анализ необычного поведения
клиента в ходе тестирования).
Использование стандартизованных тестов при оценке индивидуума, страдающего определенным
органическим мозговым нарушением, позволяет получать информ. о степени ослабления нек-рых
функций, однако такие данные могут ненадлежащим образом характеризовать либо его потенциал
восстановления/улучшения этих функций, либо его способность использовать компенсаторные
«маршруты» в выполнении оцениваемой деятельности. Хатт и Гибби представили документальные
свидетельства, а тж примеры случаев, демонстрирующие ограничения и недостатки стандартизованного
тестирования в оценке умственно отсталых лиц.
М., в отличие от диагностики, опирающейся на оценки стандартизованных тестов, состоит из
процедур проверки возможных потенциальных ограничений тестовых оценок на основе эксперим.
изучения всех релевантных параметров. Кроме того, она пытается определить альтернативные пути
удовлетворения требований специфической задачи. Оценивая историю конкретного индивидуума
(физическую, социальную, образовательную) и его поведение в процессе тестирования, клиницист
вырабатывает альтернативные гипотезы, касающиеся специфических трудностей этого индивидуума в
ситуации тестирования. Т. о., тестовая оценка рассматривается скорее как исходная точка для
клинической оценки и не обязательно принимается за валидный индикатор способности или потенциала
оцениваемого индивидуума.
Ряд психологов разработали подходы к более эффективной и глубокой диагностике, заменяющие
или дополняющие традиционные оценочные процедуры. Одни из них адаптировали методы эксперим.
психологии. Другие использовали процедуры пробного обучения (trial learning)
и повторного
тестирования.
См. также Клиническая оценка, Диагнозы, Методы эмпирического исследования
М. Л. Хатт
Микротренинг (microtraining)
М. — это специализированная технология обучения, связанная с подготовкой индивидуумов к
реализации сложных форм поведения. К таким формам поведения относятся преподавание,
консультирование, пожарное дело, методы продаж и различные виды спорта, такие как лыжи и гольф.
Эта технология была разраб. как метод подготовки учителей и, пожалуй, наибольшей популярностью
пользуется при подготовке консультантов и интервьюеров.
Первый шаг при создании микротренинговой программы состоит в разложении сложного
желаемого поведения на последовательность простых умений, к-рые, после овладения ими и их
объединения, будут приводить к эффективной реализации данного сложного поведения. Затем
разрабатываются циклы обучения для каждого из составных умений и их последующей интеграции в
сложное поведение. Каждый цикл обучения имеет одинаковую структуру, состоящую из трех осн. фаз.
Фаза обучения включает обучение определению, реализации и (часто) оценке целевого умения.
Следующая фаза — фаза тренировки — предусматривает выполнение обучающимися небольших
заданий (от 5 до 10 мин), связанных с тренировкой умения в моделируемой ситуации (ролевая игра в
интервью, имитация урока и пр.). В заключительной фазе инструктор предоставляет обратную связь, к-
рая помогает обучающемуся улучшить реализацию умения. Осн. акцент делается на эффективной
интеграции умений.
Существуют многочисленные описания состава умений в преподавании, консультировании и
межличностной коммуникации. Показано, что М. оказывается эффективным, хорошо принимается
обучающимся и часто способствует более компетентной реализации целевого поведения. Большинство
исслед. подтверждают необходимость реализации М. в виде трех фаз: обучения, практики и обратной
связи.
Hosted by uCoz