Navigation bar
  Print document Start Previous page
 643 of 1766 
Next page End  

реконструкцию дистального стимула, причем одни из них являются более надежными его
предикторами, чем другие. Брунсвик сказал бы, что они различаются своей экологической валидностью.
Исходя из нашего опыта, мы начинаем оценивать валидность различных признаков, используя
внутренний набор усвоенных (субъективных) вероятностей. Результирующее поведенческое
достижение включает в себя попытку воссоздания дистального стимула или — выражаясь более точно
— создание перцепта на основе доступных проксимальных стимулов, нашей оценки валидности
признаков и того, как их следует объединить. Поскольку часто существуют лишь вероятностные связи
между проксимальными признаками и реальным стимулом в окружающей среде, наш итоговый
перцептивный образ может быть не лишен ошибок, но по мере того как мы будем приобретать опыт он,
конечно же, будет изменяться.
Эту теорет. позицию иногда называют вероятностным функционализмом. Осн. идеи
вероятностного функционализма нашли применение в объяснении мн. перцептивных процессов, включ.
различные виды константности и зрительные иллюзии.
См. также Воспринимаемый размер, Перцептивные искажения
С. Корен
Модель структуры интеллекта (structure-of-intellect model)
М. с. и. обнаруживает тесные связи с тем, что сейчас называют когн. психол. и освещает
широкий спектр важных концепций восприятия, научения, памяти, логического вывода, творческого
мышления, решения задач и принятия решений.
М. с. и. определяет интеллект как систематизированную совокупность способностей или
функций для обработки разного рода единиц информ. различными способами. Термин способность
(ability)
используется в контексте индивидуальных различий, а термин функция — в контексте
поведения индивидуума.
Каждая базовая способность структуры интеллекта обладает тремя качествами или имеет три
грани. Это однозначно определяемый тип операции, тип информационного содержания и тип
информационного продукта или формы. Каждая способность характеризуется своим неповторимым
соединением одного типа операции с одним типом информ., дающим в результате продукт
определенного типа.
Если множество из пяти типов операций умножить на множество из пяти типов
информационного содержания и, далее, на множество из шести типов продукта (созданного мозгом),
получается 150 возможных, однозначно определенных способностей, примерно 2/3 из к-рых были
подтверждены факторным анализом. Математически эта разновидность модели наз. произведением
множеств.
Кроме обеспечения логического и систематизированного рассмотрения интеллекта, М. с. и.
предлагает информ. по использованию тестов и интерпретаций показателей при оценке
интеллектуального уровня конкретных лиц. Она тж освещает мн. аспекты когн. психол. в целом,
предоставляя в распоряжение исследователей систему недвусмысленных понятий. Есть основания
считать, что способности структуры интеллекта различимы даже в очень раннем возрасте.
По причине слабой корреляции между мн. парами базовых или первого порядка способностей,
существуют факторы высшего порядка, отображающие до нек-рой степени более широкие способности
второго и третьего уровней обобщения. Полностью отсутствуют доказательства существования общего
фактора (единой способности).
См. также Дифференциальная психология, Факторный анализ, Теоретическая психология
Дж. П. Гилфорд
Модификация поведения (behavior modification)
Общим для множества различных формулировок и методик М. п. является прямое
вмешательство с целью изменить реакции человека на ситуации при условии, что этот человек или
значимые для него люди считают такое изменение полезным. В этом определении есть много
импликаций, касающихся сущности нуждающегося в изменении поведения, описания базы действия
(личности) и обоснований профессионального вмешательства.
Девиантное или нуждающееся в изменении поведение
М. п. обоснованно относят к поведенческому подходу, поскольку в фокусе находится открытое,
Hosted by uCoz