Navigation bar
  Print document Start Previous page
 646 of 1766 
Next page End  

десенсибилизации (systematic desensitization)
Вольпе. Предъявление пугающего раздражителя, не
сопровождающееся переживанием страха, может вызывать снижение неадекватного или избегающего
поведения, т. е. угашение, и является логическим обоснованием таких лечебных воздействий как
методика наводнения, имплозивная терапия и метод реактивного торможения.
Так же как связывание элементов ситуации с физически неприятным событием может ослабить
тягу к этой ситуации, при скрытой сенсибилизации (covert sensitization)
противоположности
систематической десенсибилизации — индивидуум визуализирует неприятные и вызывающие тревогу
события в таких ситуациях как злоупотребление алкоголем. Снятие аверсии (aversion relief)
методика, в к-рой стимул, ранее неоднократно служивший сигналом к избеганию или избавлению от
неприятной ситуации, используется как положительный стимул. Например, в целях изменения
сексуальных предпочтений фотография представителя противоположного пола может сигнализировать
о прекращении или избежании неприятного запаха или удара током.
Г. Л. Холлингворт писал о реинтеграции (reintegration), при к-рой какой-то один аспект ситуации
возвращает ей полноту. Видоизменение (модификация) ситуаций и элементов в контексте или вне его
представляет собой область, где можно применять выше упомянутые методики. Она тж поддается
методам когнитивной модификации поведения, к-рые носят более общий характер. На первом уровне
человек может «снабдить» себя неприятными последствиями к.-л. «мысли» или «желания», к-рые ему
хотелось бы изменить. Напр., карманный аппарат может быть использован для посылания болевых
импульсов непосредственно вслед за мыслью о сигарете. Можно тж установить различные «цены» на
реакции или штрафы за определенные мысли и чувства, напр. в виде соблюдения искусственных
формальностей, длинную череду к-рых человек должен соблюсти, прежде чем ему будет позволено
испытать приятное, но нуждающееся в изменении ощущение. Напр., перед курением человек должен
занести в дневник время, место, мысли и свои занятия на тот момент, затем сделать десять отжиманий,
затем минуту смотреть на картинку с изображением больных легких. После этого ему разрешается
закурить. Цена, к-рую приходится заплатить за событие, часто оказывается выше его предполагаемой
ценности, но даже если это не так, удлиняется промежуток времени между импульсом и поведением. К
этой же категории методов относится методика остановки мыслей (thought-stopping), при к-рой человек
получает сильный, захватывающий раздражитель, прерывающий «поток мысли». Сходной процедурой
является гиперкоррекция (overcorrection), к-рая может использоваться для модификации открытого,
явного поведения или когниций: индивидуум должен в многократном размере возмещать содеянное.
Варианты приложения фундаментальных принципов психологии ограничены лишь
изобретательностью, с какой терапевты приспосабливают общие идеи к нуждам отдельных клиентов в
конкретных ситуациях.
См. также Поведенческая терапия, Поведенческая терапия: проблемы и разногласия, Скрытое
обусловливание, Психотерапия, Жетонная система
Л. Ульманн
Мозговая локализация функций (cerebral localization)
Представления о локализации функций образуют теорет. стержень совр. нейропсихологии,
неврологии и родственных дисциплин, каждая из к-рых стремится соотнести поведение с
деятельностью головного мозга.
Первонач. в теории локализации мозг рассматривался как единое целое; по мере накопления
знаний она стала применяться к его частям. Поначалу вопрос ставился, по-видимому, так: «Что
составляет особенность мозга и чем он отличается от др. органов?» Аристотель (384—322 до н. э.),
величайший греческий натурфилософ, полагал, что средоточием чувственных и познавательных
функций является сердце, а головной мозг только умеряет «тепло и кипение» сердца. В отличие от него,
Демокрит (ок. 460—370 до н. э.) и Платон (ок. 429—348 до н. э.) считали, что интеллект находится не в
сердце, а в голове.
Во времена Римской империи большинство поведенческих функций связывалось с головным
мозгом, хотя страсти по-прежнему рассматривались нек-рыми как «состояния сердца». Наиболее
видным врачом этого периода был Гален, полагавший, что передняя часть головного мозга
воспринимает чувственные впечатления, а область мозжечка отвечает за двигательные функции.
Деятели церкви IV—V вв. сделали еще один шаг вперед, локализовав воображение, интеллект и
память в различных желудочках головного мозга. Эту раннюю теорию локализации разделяли
Блаженный Августин и Посидоний Византийский, и она была общепринятой на протяжении более 1000
Hosted by uCoz