Navigation bar
  Print document Start Previous page
 902 of 1766 
Next page End  

промежуточными переменными, осн. на принципах классического обусловливания, сформулированных
в ранних работах И. П. Павлова, К. Л. Халла, Э. Р. Газри, О. X. Маурера и Н. Миллера. Вольпе проделал
осн. работу по интеграции этого материала в рамках систематического терапевтического
подхода.
Концепции промежуточных переменных и гипотетических конструктов (напр. Халла и Маурера)
служат оправданием использования терминологии, отражающей идею опосредования реакции на
стимул промежуточными переменными. Дальнейшее развитие этого подхода иллюстрируется
использованием ненаблюдаемых процессов, таких как мысленное представление вызывающих тревогу
стимулов при систематической десенсибилизации.
Новейшая группа поведенческих терапевтов использует термин «когнитивно-поведенческая
модификация» и понятие когниции для обозначения своего подхода к процедурам вмешательства. Эти
исследователи подчеркивают важность находящихся в фокусе их внимания когнитивных процессов и
внутренних событий как медиаторов изменения поведения. Ключевые понятия этой группы включают
гипотетические модели действительности, атрибуции своего и чужого поведения, мысли, образы,
самоотчеты, самообучение, установки, стратегии реакций и др. конструкты для описания и объяснения
«когнитивных процессов».
Подход к П. т. с позиций соц. научения получил теорет. обоснование в работах А. Бандуры. На
паттерны поведенческих реакций оказывают влияние внешние стимульные события (гл. обр. через
классическое обусловливание), внешние подкрепления и, что важнее всего, внутренние
(промежуточные) когнитивные процессы. Изменение поведения достигается в первую очередь
благодаря процессу символического моделирования, при к-ром научение происходит через наблюдение
и кодирование репрезентативных (представляющих) процессов), базирующихся на этих наблюдениях
или даже на воображаемом материале.
Теория соц. научения подчеркивает реципрокное взаимодействие между поведением
индивидуума и его окружением. Считается, что индивидуум способен управлять изменением своего
поведения. Бандура придал законченное выражение подходу соц. научения в концепции
«самоэффективности», центральное место в к-рой отводится ожиданиям индивидуума в отношении
своего поведения, корректируемым под влиянием обратной связи эффективности действий,
компенсаторной информ. и психол. изменений.
Краснер и его коллеги используют концепцию энвайроментального проектирования
(environmental design) в подходе к изменению поведения, связывающем концепции прикладного анализа
поведения и соц. научения с элементами энвайроментальной психологии, «свободного образования»,
архитектуры и соц. планирования.
Бихевиористы подчеркивают вечно актуальную тему: безотлагательное решение
энвайроментальных проблем в нашем об-ве, — и убеждены в том, что именно они, бихевиористы,
способны внести весомый вклад в решение этих проблем. Возвращается послевоенная тема «лучшего
об-ва» как цели бихевиористов, хотя в действительности она была частью поведенческого направления
в психологии на протяжении всей истории его развития.
Все ранние авторы в этой области полагали, что имеется тесная связь между их исслед. и
социально-этическими приложениями и следствиями их научных изысканий. Спор о том, имеет ли
наука ценностную ориентацию или она свободна от нее, был неотъемлемой частью истории П. т.
Взгляды на связь научных исслед. и об-ва наиболее ясно отражены в публикациях Скиннера, в
особенности в его романе «Уолден-два» (Walden two). Этот роман, написанный ученым, чьи осн. исслед.
сами по себе еще не оказали тогда большого влияния на психол. науку, поднимал вопросы, касающиеся
соц. систем, этики и морали; он предвосхищал соц. и этические вопросы, заданные П. т. и привлекшие к
себе большое внимание в 70-е и 80-е гг. Растущую озабоченность как у профессионалов, так и у
общественности все время вызывал вопрос: «П. т. — для чего именно?» Что яв-ся желательным
поведением человека в данных обстоятельствах и кому это решать?
См. также Модификация поведения, Когнитивные терапии, Скрытое обусловливание,
Мультимодальная терапия, Психотерапия
Л. Краснер
Поведенческая токсикология (behavioral toxicology)
П. т. изучает изменения поведения под воздействием веществ, содержащихся в окружающей
среде. Это — гибридная наука, основу к-рой составляют поведенческие науки и токсикология.
Учитывая усиливающуюся связь между поведенческими науками и неврологией, может оказаться так,
Hosted by uCoz