Navigation bar
  Print document Start Previous page
 901 of 1766 
Next page End  

исследователей, работавших в то время в лондонской клинике Модели. Эти исследователи
последовательно и единообразно определяли П. т. в терминах «теории научения».
В первой статье, посвященной «П. т.», к-рая была опубликована в журн. Annual Review of
Psychology, Краснер доказывал, что этот новый подход к изменению поведения возник в результате
слияния 15-ти направлений развития психол. науки в 50— 60-х гг. Эти направления можно кратко
охарактеризовать следующим образом.
1. Концепция бихевиоризма в эксперим. психологии.
2. Исслед. в области инструментального (оперантного) обусловливания.
3. Разраб. техники реципрокного торможения как процедуры «лечения».
4. Эксперим. работы группы исследователей в клинике Модели в Лондоне.
5. Применение понятий обусловливания и научения к проблемам поведения человека в 20—50-е
гг. в США.
6. Интерпретация психоан. на основе теории научения, усилившая позиции последней как
приемлемой базы для клинической работы.
7. Концепция классического обусловливания, берущая начало в работах И. П. Павлова, как
основа для объяснения и модификации нормального и девиантного поведения.
8. Теорет. концепции и эмпирические исслед. в области усвоения соц. ролей и интеракционизм в
соц. психол. и социологии.
9. Исслед. в психологии развития и детской психологии, подчеркивающие важность
заместительного (викарного) научения и моделирования.
10. Исслед. соц. влияния характеристик требований, систематических ошибок экспериментатора,
гипноза и плацебо.
11. Модель соц. научения в окружающей среде как альтернатива «модели болезни» в объяснении
поведения человека.
12. Неудовлетворенность психотер. и психоаналитической моделью, подтверждаемая резкой
критикой.
13. Развитие концепции клинического психолога в рамках модели ученого-практика.
14. Отход в психиатрии от ортодоксального сосредоточения на внутренней динамике и
патологии в сторону концепций межличностного взаимодействия и влияния окружающей среды.
15. Утопический акцент на планировании соц. окружения, призванном вызывать и поддерживать
оптимальное поведение человека.
Основы «системы веры» приверженцев П. т. включают: а) формулирование понятий т. о., чтобы
их можно было проверить экспериментально; б) понятие «лаборатории», распространяемое на весьма
широкий спектр объектов — от лабиринтов для животных через типовые эксперим. ситуации для
исслед. процессов научения у человека до больниц, школ, домов и общин; в) понимание исслед. как
воздействия (лечения), а воздействия (лечения) как исслед. и г) подробно разработанную стратегию
терапии или изменения.
Объединяющим фактором в П. т. служит ее происхождение из экспериментально установленных
процедур и принципов. Сами эксперименты в области научения, давшие начало П. т., отличаются
широким разнообразием, но все они имеют одну общую характеристику — строго соответствуют
критериям научного исслед., включ. контроль переменных, представление данных, воспроизводимость
результатов и вероятностный подход к поведению.
Канфер и Филлипс выделили 4 типа П. т., и эта классиф. все еще в ходу: 1) интерактивная
терапия, требующая продолжительного цикла личных интервью, в ходе к-рых вербальное поведение
терапевта выполняет роль катализатора изменений у пациента; 2) побуждающая терапия, использующая
предложения и задания с целью научить клиента быть терапевтом для себя самого; 3) воспроизводящая
терапия, меняющая поведение путем воспроизведения отдельных значимых фрагментов жизни
пациента в терапевтической обстановке, и 4) терапия вмешательства, в к-рой терапевт прерывает
ограниченные, малоуспешные реакции по мере того, как они появляются во взаимодействии пациента в
его обычном окружении.
Специалисты по прикладному анализу используют средовые переменные, чтобы произвести
изменения поведения. Разработан широкий спектр методик вмешательства на основе принципов
подкрепления, контроля стимулов, наказания и угашения, выведенных из результатов лабораторных
исслед. Мн., если не большинство используемых в общественных приложениях (community applications)
методик, могут служить иллюстрациями прикладного анализа поведения.
Второй подход, к-рый Каздин и Уилсон назвали необихевиористской SR моделью с
Hosted by uCoz