Navigation bar
  Print document Start Previous page
 995 of 1766 
Next page End  

Соперничество сиблингов в расколотых семьях приобретает особое значение, когда приемные
дети вынуждены соперничать с биолог. детьми, чьи родители подчеркивают различие между ними,
выказывая предпочтение родным детям. Правда, проблема здесь скорее заключается в положении и
правах, а не в кровном родстве. Тот же тип соперничества наблюдался в семьях, включавших
усыновленных детей и воспитанников. «Быть приемным ребенком» становится символом статуса, в то
время как «быть отданным на воспитание» не означает быть «настоящим» приемным ребенком.
Большинство детей, к-рых родители приводят на прием к психотерапевту, — приемные. Скорее
всего, это не объясняется предположительно большей встречаемостью эмоциональных проблем в этой
популяции, а просто отражает большую готовность приемных родителей искать профессиональной
помощи. Они охотнее признают возникшие трудности как проблему ребенка, чем как свою
собственную. В своем обзоре результатов основных исслед. приемных детей, У. Хат приходит к выводу,
что приемные и неприемные дети практически не различаются по совокупному количеству как психол.,
так и психопатологических проблем.
См. также Связь и привязанность, Наследуемость, Формирование идентичности
Э. Вик
Приемы заучивания (learning strategies)
П. з. — это методы, используемые людьми для сбора и сохранения информ. Как правило, они
требуют усилий со стороны уч-ся и находятся под когнитивным, или сознательным его контролем.
Мнемотехника
Мнемотехника облегчает заучивание и воспроизведение трудного материала. Нек-рые из ее
приемов опираются на стратегии вербального опосредования, когда два слова или мысли
ассоциируются со словом или фразой (вербальным посредником). Допустим, к примеру, что вы
пытаетесь выучить немецкое слово Handschuh
«перчатка». Практ. вербальным посредником может
стать представление о перчатке как «ботинке для руки» (shoe for the hand: hand
рука, а английское
слово shoe [ботинок] похоже на немецкое schuh).
Др. полезные мнемотехнические приемы в той пли иной степени используют зрительные
представления. Наиболее известный — метод мест. Этот прием был разраб. древними греками; он
заключается в а) выборе знакомых мест (напр., комнат в доме), упорядочиваемых в определенной
последовательности; б) в создании образов подлежащих запоминанию элементов, к-рые затем
связываются с этими местами; в) в последующем воспроизведении этих элементов путем «посещения»
выбранных мест (напр., большой комнаты). Полезны тж основанные на использовании образов такие
мнемотехнические приемы, как слова-сигналы и метод ключевых слов.
Повторение
Под повторением в данном случае имеется в виду намеренное повторение (в уме или вслух) к.-л.
информ. (напр., телефонного номера для вызова технической помощи) для того, чтобы временно
удержать ее в памяти. На ранних этапах разраб. теорий памяти считалось, что чем больше нек-рый
элемент повторяется в кратковременной памяти (КП), тем больше вероятность, что он будет перенесен
в долговременную память (ДП). Если чел. удерживает информ. в КП, но делает это чуть дольше
обычного, это называется повторением ради сохранения. Этот способ неэффективен с т. зр.
долговременных последствий. Если машина сломалась в пути, водитель будет повторять полученный
им в справочной службе номер телефона гаража лишь до тех пор, пока не дозвонится туда. Для
длительного сохранения материала чел. требуются сложные приемы повторения, при использовании к-
рых материал в КП активно реорганизуется относительно материала, сохраняемого в ДП. Хотя две
следующие темы — внутреннюю орг-цию и семантическую проработку — можно считать
разновидностями сложного повторения, они рассматриваются отдельно.
Внутренняя организация
Приемы орг-ции запоминаемого материала — это эффективные схемы, к-рые могут
использоваться для улучшения ДП. Как правило, они предполагают группировку материала но
категориям или объединение его в крупные блоки для последующего воспроизведения. В классическом
исслед. Бауэр, Кларк, Лесголд и Винценц давали студентам колледжа для запоминания 112 слов. Эти
слова относились к четырем категориям (растения, минералы и т. д.), и студентам предоставлялось 4
попытки для их заучивания. Нек-рым студентам эти слова предъявлялись в случайном порядке, тогда
как др. — в виде четырех иерархий понятий (т. с. отдельная иерархия для каждой категории). Студенты,
к-рым предъявлялись иерархически организованные списки, запомнили все 112 слов, тогда как
Hosted by uCoz