Navigation bar
  Print document Start Previous page
 999 of 1766 
Next page End  

метода. К сожалению, в последнем случае дело обстоит совершенно иным образом. Сюда входят
решения, в к-рых речь идет о жизни и смерти (напр., в области военного планирования), когда
ошибочное принятие и реализация более сложного объяснения может обернуться неоправданным
принесением в жертву огромного числа челов. жизней. Менее драматическим, но по сути сходным
образом, ключевые соц., политические и экономические решения зачастую сосредоточены вокруг
принятия или отвержения теорет. объяснений различной сложности, непосредственно относящихся к
сфере соц. политики (напр., предупреждающие вмешательства, такие как программа Head Start).
Принятие сложных, но ложных гипотез может иметь серьезные последствия. Это говорит о критической
роли, к-рую играет тщательное применение такого рода фильтров теорет. экономии к альтернативным
интерпретациям фундаментальных проблем. К сожалению, существует гораздо больше шансов на то,
что именно в таких областях, в отличие от чисто академических, можно встретить лиц, принимающих
решения и имеющих при этом весьма слабое представление о существовании и способах применения П.
э. Отсюда представляется чрезвычайно важным, чтобы те, кто обладает такого рода опытом (ученые и
профессора), принимали как можно более активное участие в решениях, как это регулярно происходит,
напр., благодаря формированию специальных комиссий Национального н.-и. совета (National Research
Council, NRC).
Комиссия NRC по проблеме повышения эффективности человеческой деятельности
Наглядной ил. того, как действует П. э. при оценке сложных теорет. утверждений, может
служить функционирование комиссии NRC. Крупнейший учеб. ин-т в мире, Вооруженные силы США
были всегда вынуждены чутко реагировать на заявления о повышении эффективности челов.
деятельности, гарантируемом со стороны множества разнообразных программ обучения. Такие
предложения охватывают чрезвычайно широкую область методик и процедур — от использования
медитации и измененных психич. состояний до методов спортивной психологии, предназначенных для
подготовки чел. к работе в условиях интенсивной нагрузки. Все такие программы имели своих
влиятельных сторонников в среде военного сообщества. Однако большинство из них не разраб. в
рамках научного сообщества и, соответственно, не подвергались традиционным методам проверки и
оценки.
Осаждаемая столь широким ассортиментом усиленно рекламируемых программ, к-рые явно
нуждались во всесторонней научной оценке, армия осознала необходимость в проведении
поведенческой оценки, наряду с традиционной инж. оценкой материальной части, и в 1984 г.
обратилась с официальной просьбой об оказании соотв. помощи в Национальную академию наук. Под
эгидой NRC была образована специальная комиссия из 13 психологов. На первом этапе своей работы
комиссия анализировала степень научной поддержки различных нетрадиционных, новаторских
методов; ее первый отчет был опубликован издательством Национальной академии наук в 1988 г. и
сразу же стал бестселлером.
На втором этапе своей работы комиссия приступила к изучению более фундаментальных
проблем повышения эффективности челов. деятельности. Обнаружились многочисленные неожиданные
связи; напр., было показано, что нек-рые факторы (такие как распределение в сравнении с
концентрацией усилий и нерегулярные режимы занятий в обучении), определяющие сравнительно
низкий темп обучения, тем не менее оказались связанными с более высоким последующим (по
окончании обучения) уровнем профессиональной деятельности. Была обнаружена лишь слабая
положительная поддержка для нек-рых популярных методов, таких как медитация (за исключением
традиционных эффектов релаксации) или подпороговых записей.
Выбранные из этой массированной атаки на проблему эффективности челов. деятельности и
приведенные здесь отдельные факты могут рассматриваться всего лишь как скромная ил. того, что на
самом деле было широким применением П. э. к набору важных поведенческих проблем, однако и они
свидетельствуют в пользу глубокой поддержки научного использования П. э. С деталями этого второго
этапа работы комиссии NRC можно ознакомиться в ее промежуточных и итоговом отчетах.
См. также Каузальное мышление, Каноны Милля, Операциональное определение, Редукционизм
М. Маркс
Принятие роли (role taking)
Понятие роли — центральное в соц. психол., связывающее личный и соц. уровни орг-ции.
Ожидаемое поведение осуществляется и оценивается самим чел. и др. с т. зр. личных и соц. норм;
последние увязываются между собой в осмысленные единицы, называемые ролями. Межличностные и
Hosted by uCoz