Navigation bar
  Print document Start Previous page
 112 of 700 
Next page End  

заканчивается. В этот период молодой человек или девушка достигают половой зрелости и начинают
сознавать себя как отдельную от семьи личность.
Половое развитие. Пубертатный период, или период полового созревания, когда ребенок
превращается в биологически зрелого взрослого, способного к половому воспроизводству, длится 3-4
года. Он начинается с очень быстрого физического роста (подростковый рывок роста),
сопровождаемого постепенным развитием репродуктивных органов и вторичных половых признаков
(развитие груди у девочек, растительности на лице у мальчиков и лобковых волос у обоих полов).
Менархе — первый менструальный период — в половом созревании происходит относительно
поздно, примерно через 18 месяцев после того, как рывок роста у девочки достигает своей
максимальной скорости. Первые менструальные циклы обычно нерегулярны, а овуляция (выход зрелого
яйца) начинается обычно где-то через год после менархе. У мальчиков первая эякуляция происходит,
как правило, примерно через два года после начала рывка роста. В первой семенной жидкости спермы
не содержится; постепенно количество спермы и ее зрелость увеличиваются.
Время начала пубертатного периода и его скорость сильно варьируются. У некоторых девочек
менархе наступает, когда им всего 11 лет, а у некоторых — когда им уже 17; средний срок составляет 12
лет 9 месяцев. У мальчиков рывок роста и созревание начинается в среднем на 2 года позже, чем у
девочек. Эякулировать семенную жидкость с живой спермой они начинают где-то между 12 и 16
годами; средний возраст составляет 14,5 лет. В седьмом-восьмом классах [Возраст, приходящийся на
указанные классы в разных странах, может не совпадать. — Прим. перев.] широкий разброс во времени
пубертатного периода особенно бросается в глаза. Некоторые девочки выглядят как зрелые женщины с
полностью развитой грудью и округлыми бедрами, а у некоторых размеры и формы все еще остаются,
как у маленьких девочек. Некоторые мальчики уже похожи на долговязых подростков, а некоторым на
вид еще лет 9-10 (обсуждение гормональных изменений в пубертатном периоде см. в гл. 10).
<Рис. Возраст, в котором наступает половая зрелость, и темпы ее развития могут
варьироваться в широких пределах. Вследствие этого некоторые подростки могут быть значительно
более высокими и физически зрелыми, чем их сверстники.>
Влияние полового созревания на психику. В обиходе бытует мнение, что подростковый
период — бурное и стрессовое время, сопровождаемое унынием, внутренней неустроенностью и
бунтарством. Но исследования не подтверждают этих пессимистических взглядов. В одной из работ
более 300 подростков отслеживались по мере их продвижения от 6-го до 8-го класса; они и их родители
оценивались дважды в год путем интервью и психологического тестирования. В течение последнего
года учебы в средней школе оценка проводилась повторно (Petersen, 1989). Большинство подростков
пережило этот период без серьезного разлада. Полученные данные показывают, однако, что
пубертатный период значительно влияет на форму тела, самооценку, настроения и на отношения с
родителями и представителями противоположного пола.
Некоторые из этих влияний непосредственно связаны с гормональными изменениями в процессе
созревания (подробно это рассмотрено в: Buchanan, Eccles & Becker, 1992), но большинство из них
являются следствиями физических изменений в организме и, что более важно, тем, как они протекают
во времени. Раннее или позднее созревание (одним годом раньше или позже относительно среднего
срока) влияет на удовлетворенность подростков своим внешним видом и формой тела. Вообще, у
мальчиков 7-го и 8-го классов, вступивших в период полового созревания, чаще отмечалось
положительное настроение, чем у их соучеников мужского пола, еще не достигших такового, и они
были больше удовлетворены своим весом и общим внешним видом, чем мальчики с более поздним
созреванием, что является иллюстрацией того, насколько в нашем обществе для мужчин важна сила и
физическое превосходство. Но у мальчиков с рано начавшимся созреванием также был снижен
самоконтроль и эмоциональная устойчивость по сравнению с теми, кто начал созревать позже (имеется
в виду позже относительно среднего срока.
Прим. перев.);
они с большей вероятностью курили,
пили, употребляли наркотики и были не в ладах с законом (Duncan et al., 1985). В отличие от них,
мальчики с поздним созреванием чувствовали себя хуже всего в седьмом классе, но по результатам
последнего класса средней школы, как правило, оказывались среди наиболее здоровых (Petersen, 1989).
На самооценку девочек раннее созревание оказывает противоположный эффект. По сравнению с
созревающими позже, девочки с ранним созреванием были больше подвержены депрессии и
беспокойству (Brooks & Ruble, 1983), имели заниженную самооценку (Simmons & Blyth, 1988) и вообще
были менее удовлетворены своим весом и внешним видом. Они пребывали в растерянности из-за того,
что формы их тела были более женскими, чем у их одноклассниц, особенно когда средствами массовой
информации начал пропагандироваться новый стандарт женской привлекательности, подчеркивавший
Hosted by uCoz