Navigation bar
  Print document Start Previous page
 199 of 700 
Next page End  

восприятия у младенцев, но не делает мир ребенка, представляющий собой поток ощущений, более
осмысленным и структурированным.
Результаты изучения новорожденных все больше подтверждаются в исследованиях развития
восприятия у других животных. Начиная с первых работ Гибсона и Уока, мы знаем, что восприятие
глубины пространства развивается у животных независимо от зрительного опыта. Врожденные
способности к восприятию глубины пространства позволяют новорожденным козлятам избегать
падения с утесов, а крысятам и котятам с только что открывшимися глазами — избегать столкновения с
приближающимися поверхностями. Недавние исследования показывают, что едва вылупившиеся из
яйца цыплята воспринимают границы объектов так же, как и взрослые люди, и даже представляют себе
спрятанные объекты. Изучение развивающегося мозга животных показывает, что и гены и внутренне
структурированная нервная деятельность играют важную роль в развитии нормально
функционирующих систем восприятия, а опыт восприятия объектов — предметов и событий — менее
важен. Как и у новорожденных младенцев, нормальный зрительный опыт обогащает и настраивает
системы восприятия молодых животных, а его отсутствие может вызвать различные нарушения.
Подобно младенцам, животные не нуждаются в том, чтобы зрительный опыт преобразовывал их
восприятие из потока неструктурированных переживаний в структурированную зрительную схему.
В итоге можно сказать, что восприятие довольно структурировано при рождении и
последовательно в своем развитии. Эта последовательность может помочь объяснить, почему младенцы
так хорошо обучаются у других людей. Просто посмотрите на младенца, который наблюдает, как
взрослый откручивает крышку банки, говоря при этом: «Давай откроем ее». Если бы младенец не мог
воспринимать крышку и банку как подвижные объекты, с которыми можно манипулировать, он не
понял бы смысла действий взрослого. Если бы он не мог различать звуки, которые отличают слово
«открыть» от других слов, он не мог бы обучиться произносить его. И если бы он не мог воспринимать
человека как субъекта, подобного себе, наблюдение за действиями этого человека и слуховое
восприятие его речи не позволило бы младенцу научиться что-либо делать или говорить. Таким
образом, потрясающие способности младенцев к научению могут сильно зависеть от не менее
удивительной, но еще неизученной способности к восприятию.
Развитие восприятия зависит от деятельности
Марк Джонсон, Лондонский университет
Многие специалисты по психологии развития теперь соглашаются, что для нормального
развития восприятия необходимы и наследственность и воспитание. Однако все еще существует много
разногласий относительно степени важности влияния природы и воспитания. Мнения по данной
проблеме — это больше чем просто философские размышления; они затрагивают все виды
экспериментов, которые уже проводились. В этом эссе я докажу, что классификация отдельных
аспектов развития восприятия либо как врожденных, либо как приобретенных является слишком
пассивным подходом, при котором утверждается, что структуру развивающегося мозга определяют или
гены, или окружающая среда. Напротив, я предполагаю, что развитие восприятия лучше
характеризовать как зависящий от деятельности процесс, включающий в себя сложные и тонкие
взаимодействия на многих уровнях.
Чтобы проиллюстрировать мою точку зрения, давайте рассмотрим недавнее нейробиологическое
исследование пренатального развития зрительной области коры головного мозга у грызунов. Нейроны,
изучаемые в этих экспериментах, участвуют в бинокулярном зрении. Эксперименты показывают, что
пренатальная настройка этих нейронов осуществляется путем их реакций на внутренние волны
электрической активности, вызванной информацией, поступающей в зрительную кору от латерального
коленчатого тела и глаза (Katz & Shatz, 1996). Другими словами, особенности реакции этих нейронов
зрительной коры сформированы своего рода «виртуальной окружающей средой», порожденной
клетками мозга и глаза. Хотя можно более широко трактовать понятие «врожденный», чтобы объяснить
этот пример развития, мы также можем описать этот процесс как «научение» клеток коры под влиянием
информации, поступающей от их «собратьев» в латеральном коленчатом теле и глазе. После рождения
эти же самые корковые нейроны остаются настроенными таким же образом, за исключением того, что
теперь поступающая к ним информация отражает структуру окружающего мира. Таким образом, когда
мы исследуем развитие детально, становится все тяжелее доказать, как это делают некоторые теоретики
(Spelke, 1998), что «врожденное знание» существенно отличается от научения.
Можно продемонстрировать роль зависимых от деятельности процессов в развитии восприятия
Hosted by uCoz