Navigation bar
  Print document Start Previous page
 264 of 700 
Next page End  

можно поставить под контроль дифференцировочного стимула. Наконец, существуют режимы
подкрепления. После того как поведение сформировалось, оно может поддерживаться при
подкреплении, которое дается только в части всего времени. Когда именно должно следовать
подкрепление, определяется типами режима: постоянная пропорция, переменная пропорция,
фиксированный интервал, переменный интервал.
9. Существуют три типа обусловливания неприятными стимулами. При наказании за реакцией
следует неприятное событие, что приводит к подавлению этой реакции. При избегании организм
научается прекращать неприятное событие. При предотвращении организм научается реагировать так,
чтобы предотвратить неприятное событие еще до его начала.
10. В оперантном обусловливании есть место и когнитивным факторам. Чтобы оперантное
обусловливание произошло, организм должен верить, что подкрепление хотя бы частично находится
под его контролем; то есть он должен уловить зависимость между своими реакциями и подкреплением.
Биологические ограничения также играют роль в оперантном обусловливании. Существуют
ограничения на то, какие подкрепители с какими реакциями могут ассоциироваться. У голубей, когда
подкреплением служит пища, научение идет быстрее, если реакцией должно быть клевание ключа, а не
хлопание крыльями; но когда подкреплением служит прекращение раздражения током, научение идет
быстрее, если реакцией должно быть хлопание крыльями, а не клевание ключа.
11. Согласно когнитивному подходу, основной вопрос научения состоит в способности
организма мысленно представлять себе различные аспекты мира и оперировать этими мысленными
репрезентациями, а не самим миром. При комплексном научении мысленные репрезентации отражают
нечто большее, чем только ассоциации, а из мысленных операций может складываться стратегия.
Исследования комплексного научения у животных показывают, что крысы могут формировать
когнитивную карту своего окружения, а также приобретать абстрактные понятия, такие как причина.
Другие исследования демонстрируют, что шимпанзе могут решать задачи путем инсайта и затем
переносить готовые решения на сходные задачи.
12. Узнавая отношения между стимулами, которые не вполне предсказуемы, люди часто
полагаются на свои предубеждения об этих отношениях. Это может приводить к тому, что люди
обнаруживают отношения, которые объективно не имеют места (мнимые ассоциации). Когда
отношение присутствует объективно, наличие предубеждения о нем может вести к переоценке
предсказательной силы этого отношения; если объективное отношение противоречит предубеждению,
человек может предпочесть последнее. Подобные эффекты служат примером обработки по принципу
«сверху вниз» в научении.
Ключевые термины
научение
классическое обусловливание
безусловный рефлекс
безусловный стимул
условный рефлекс
условный стимул
генерализация
различение
оперантное обусловливание
формирование (моделирование)
схемы пропорций
фиксированные
пропорциональный режим (подкрепления)
режим с фиксированной пропорцией
режим с переменной пропорцией
интервальный режим
наказание
когнитивная карта
привыкание
сенсибилизация
Hosted by uCoz