Navigation bar
  Print document Start Previous page
 277 of 700 
Next page End  

Рис. 8.5. Пример геометрической аналогии. Задача состоит в том, чтобы изучить фигуры,
составляющие матрицу 3 x 3, нижний правый элемент которой отсутствует, и определить, какой из
восьми вариантов, показанных внизу, подходит в качестве недостающего. Чтобы сделать это, надо
просмотреть каждый ряд и определить, по какому закону меняются фигуры, и сделать то же самое
для каждой колонки (по: Carpenter, Just & Shell, 1990).
Рабочая память играет также решающую роль в таких языковых процессах, как участие в
диалоге или чтение текста. Когда задачей чтения является понимание, мы часто сознательно связываем
новые
предложения с ранее прочитанным материалом. Это связывание нового со старым, вероятно,
происходит в рабочей памяти, поскольку люди, отличающиеся большим объемом рабочей памяти,
получают более высокие оценки по тестам на усвоение прочитанного материала (Daneman & Carpenter,
1980; Just & Carpenter, 1992).
Перенос из кратковременной памяти в долговременную
Как мы узнали из предыдущего, у кратковременной памяти две основные функции. Прежде
всего, она хранит материал, необходимый на короткое время, и служит рабочим пространством для
вычислений в уме. Другая ее возможная функция заключается в том, что она служит промежуточной
станцией на пути в долговременную память. То есть пока информация кодируется или передается в
долговременную память, она может размещаться в кратковременной (Raaijmakers, 1992; Atkinson &
Shiffrin, 1971). Хотя существуют различные способы такого переноса, одним из наиболее изученных
является повторение (репетиция), сознательное повторение информации, хранящейся в
кратковременной памяти.
Повторение элемента не только удерживает его в кратковременной памяти, но и заставляет его
перейти в долговременную память. Таким образом, термин «сохранительное повторение» используется
для обозначения активных усилий по удержанию информации в рабочей памяти; а термин
«развивающее повторение» служит для обозначения усилий по кодированию информации для ее
переноса в долговременную память.
Наилучшее подтверждение этим идеям получено в экспериментах со свободным
воспроизведением. В них испытуемым сначала показывали слова, выбираемые из списка, например 40
бессвязных слов; слова предъявлялись по одному. После предъявления всех слов испытуемые должны
были немедленно их вспомнить в любом порядке (отсюда название «свободное воспроизведение»).
Результаты одного такого эксперимента показаны на рис. 8.6. На нем вероятность верного
воспроизведения слова показана в зависимости от порядкового номера элемента в списке. Левая часть
кривой относится к первым нескольким элементам, а правая часть — к последним.
Hosted by uCoz