Navigation bar
  Print document Start Previous page
 280 of 700 
Next page End  

предстояло вспомнить, например: «В критический момент своей жизни Моцарт совершил переезд из
Мюнхена в Париж». Некоторые факты прорабатывались в отношении их причин и следствий,
например: «Моцарт хотел уехать из Мюнхена, чтобы избежать запутанности в сердечных делах».
Другие факты предъявлялись только сами по себе. Позднее тестировалось запоминание испытуемыми
только самих фактов (не их осмысливания). Те факты, которые предъявлялись развернуто, испытуемые
запоминали лучше, чем факты, предъявлявшиеся только сами по себе. По-видимому, путем добавления
причины (или следствия) к репрезентации факта в памяти испытуемые задавали путь воспроизведения
от причины к искомому факту следующим образом:
Моцарт переехал из Мюнхена в Париж
причина
Моцарт хотел избежать романтического
увлечения в Мюнхене
Во время припоминания испытуемые могли воспроизвести искомый факт как непосредственно,
так и косвенно, следуя по пути от его причины. Даже если они полностью забывали искомый факт, они
могли вывести его логически, если воспроизводили причину.
Результаты, подобные вышеизложенным, указывают на тесную связь понимания и памяти. Чем
лучше мы понимаем тот или иной материал, тем больше связей мы видим между его частями. Эти связи
могут служить звеньями в цепочке воспроизведения, поэтому чем больше мы понимаем, тем больше
помним.
Воспроизведение
Забывание в долговременной памяти часто происходит из-за потери доступа к информации, а не
потери самой информации. То есть плохая память часто объясняется невозможностью воспроизвести, а
не плохой сохранностью (заметьте, что это отличается от кратковременной памяти, где забывание
является результатом угасания или вытеснения, а воспроизведение, как полагают, относительно
безошибочно). Попытка воспроизвести элемент из долговременной памяти подобна поиску книги в
большой библиотеке. Невозможность найти книгу не обязательно означает, что ее там нет; возможно,
вы ищете не там или она просто была неверно зарегистрирована.
<Рис. Когда мы забываем информацию, хранящуюся в долговременной памяти, это не означает,
что сама информация утрачена. Мы можем воспроизвести эту информацию, если нечто напоминает
нам о ней. Это одна из причин, по которой люди собирают семейные альбомы.>
Данные о неудачных воспроизведениях. Множество свидетельств неудач при воспроизведении
материала имеются в повседневном опыте. Каждый человек время от времени оказывается неспособен
воспроизвести факт или переживание, которое только потом приходит ему в голову. Сколько раз во
время экзамена вы не могли вспомнить какое-нибудь имя и вспоминали его только после экзамена.
Другой пример — это ситуация «на кончике языка», когда то или иное слово или имя находится где-то
совсем близко, но воспроизвести его мы не можем (Brown & McNeil, 1966). Мы можем совершенно
известись, роясь в памяти (извлекая и тут же отбрасывая слова, близкие, но неподходящие), пока
наконец не найдем нужное слово.
Еще более удивительный пример неудачного воспроизведения — когда во время сеанса
психотерапии человек случайно вспоминает что-то ранее забытое. Хотя у нас нет надежных
подтверждений таких случаев, они по меньшей мере дают основания полагать, что некоторые
кажущиеся забытыми воспоминания не потеряны. Их просто трудно заполучить, и для них требуется
подходящий признак воспроизведения, в качестве которого может служить все, что помогает
воспроизвести воспоминание.
В качестве более сильного подтверждения тому, что неудачное воспроизведение может быть
причиной забывания, рассмотрим следующий эксперимент. Испытуемых просят запомнить длинный
список слов. Некоторые из них — названия животных, например собака, кот, лошадь; некоторые —
Hosted by uCoz