Navigation bar
  Print document Start Previous page
 30 of 700 
Next page End  

Методы психологических исследований
Теперь, когда мы уже немного представляем себе психологическую тематику и принятые
подходы к ее изучению, можно перейти к рассмотрению стратегий психологического исследования. В
общем научное исследование включает два этапа: 1) выдвижение научной гипотезы и 2) проверка этой
гипотезы. Довольно мало можно сказать о первом из этих этапов и очень много — о втором.
Выдвижение гипотез
Первый шаг любого исследовательского проекта — это выдвижение гипотезы — утверждения,
которое может быть проверено, — по интересующей теме. Например, если нас интересует амнезия
детства, мы могли бы выдвинуть гипотезу, что человек способен больше вспомнить о своей ранней
жизни в семье, если его вернуть точно на то же место, где все первоначально происходило, скажем, в
фамильный дом. Откуда исследователь возьмет такую гипотезу? Не существует никакого простого
рецепта, хотя плодотворные гипотезы часто получаются из: а) проницательного наблюдения за
естественно протекающими ситуациями — в этом случае вы можете заметить, что после возвращения
домой вам удается больше вспомнить о годах, проведенных в средней школе; и б) изучения
соответствующей научной литературы — в ней вы можете прочитать об экспериментах, показывающих,
какого рода признаки помогают восстановить старые воспоминания.
Однако наиболее важным источником научных гипотез часто становится научная теория —
совокупность связанных между собой утверждений, касающихся конкретного феномена. Так, например,
одна из теорий сексуальной мотивации (рассматриваемая в гл. 10) утверждает, что существует
генетическая предрасположенность к гетеросексуальности либо гомосексуальности. На основании этой
теории можно выдвинуть проверяемую научную гипотезу, согласно которой пары однояйцевых
близнецов, имеющих идентичные гены, с большей вероятностью будут иметь одну и ту же сексуальную
ориентацию, чем пары двуяйцевых близнецов, у которых лишь половина генов является идентичной.
Конкурирующая с ней теория подчеркивает роль событий детства как источника сексуальной
ориентации индивидуума и порождает конкурирующий набор гипотез, которые также могут быть
проверены. Как мы увидим при чтении этой книги, проверка гипотез, формулируемых на основе
конкурирующих между собою теорий, является одним из основных путей прогресса научного знания.
Слово «научный» означает, что исследовательские методы сбора данных являются а)
беспристрастными, в том смысле, что они не отдают предпочтения одной гипотезе перед другими; и б)
надежными, т. е. они позволяют другим квалифицированным специалистам повторить эти наблюдения
и получить те же самые результаты. Различные методы, которые мы будем рассматривать далее,
обладают этими двумя характеристиками. Некоторые из методов используются чаще в одних подходах,
чем в других, но все эти методы могут применяться в любых подходах. Главное исключение состоит в
том, что некоторые представители феноменологического подхода вообще отвергают научные методы.
В рядe случаев психологи объединяют свои усилия с представителями других научных
дисциплин, в особенности с биологами, при изучении психических феноменов. Описание некоторых из
таких междисциплинарных подходов вы найдете в рубрике «На переднем крае психологических
исследований».
Экспериментальный метод
Наиболее эффективным научным методом является эксперимент. Исследователь тщательно
контролирует условия — чаще в лаборатории — и проводит измерения с целью выяснить взаимосвязи
между переменными (переменная — это то, что может принимать различные значения) (см. табл. 1.1).
Например, эксперимент может быть направлен на выяснение отношения между переменными памяти и
сна (напр., снижается ли способность к воспоминаниям детства при недостатке сна). В той мере, в какой
память систематически меняется в зависимости от сна, можно найти регулярную связь между этими
двумя переменными.
Экспериментальный метод отличается от других методов научного наблюдения именно
возможностью осуществлять точный контроль за переменными. Если экспериментатор хочет
определить, зависит ли способность к воспоминаниям от того, как долго человек спал, он может
контролировать продолжительность сна, организовав несколько групп испытуемых, которые будут
Hosted by uCoz