Navigation bar
  Print document Start Previous page
 324 of 700 
Next page End  

Рис. 9.5. Усвоение понятия по принципу «сверху вниз». В эксперименте по усвоению понятий
одной группе испытуемых сказали, что 1-я категория рисунков сделана творческими детьми, а 2-я
категория — нетворческими; другой группе испытуемых сказали, что рисунки из 1-й категории
сделаны городскими детьми, а рисунки из 2-й категории — сельскими. Эти две группы испытуемых
дали различные описания категорий. Кроме того, один и тот же признак (указан стрелкой на 4-м
рисунке категории 1) иногда интерпретировался в этих двух группах по-разному (по: Wisniewski &
Medin, 1991).
Таким образом, испытуемые с различным предварительным знанием обращали внимание на
разные признаки примеров. Кроме того, в некоторых случаях различное предварительное знание
предопределило интерпретацию испытуемыми самого признака. Для иллюстрации рассмотрим
указанную стрелкой деталь объекта на 4-м рисунке категории 1 (рис. 9.5). Некоторые испытуемые из
группы, знавшей о творческих и нетворческих детях, интерпретировали эту деталь как карман и
считали это свидетельством большей подробности рисунка. Некоторые испытуемые из группы, знавшей
о городских и сельских детях, интерпретировали эту же деталь как кошелек и считали ее
свидетельством городской принадлежности. Предварительное знание, таким образом, может влиять на
любой аспект приобретения понятий (Wisniewski & Medin, 1991).
Нейрологические механизмы формирования понятий и категоризации
Хотя ранее мы подчеркивали различия между строго определенными и расплывчатыми
понятиями, исследования, проводимые на нейрологическом уровне, показывают, что существуют
важные различия и между самими расплывчатыми понятиями. В частности, понятия, связанные с
животными и связанные с предметами, созданными человеком, по-видимому, хранятся в различных
участках нейронной системы мозга. Некоторые свидетельства этого приводились нами при обсуждении
восприятия в главе 5. При этом мы отмечали, что встречаются пациенты, у которых нарушена
способность распознавать изображения животных при относительно нормальной способности к
распознаванию искусственно созданных предметов, таких как инструменты, но в то же время
встречаются пациенты с противоположным паттерном нарушений. Проведенные в последнее время
исследования показывают, что эффекты, распространяющиеся на изображения, распространяются
также и на слова. Многие пациенты, утратившие способность называть предъявляемые им изображения
предметов, также не могут сказать, что означают соответствующие слова. Так, например, пациент,
который не мог назвать изображенного на фотографии жирафа, также ничего не мог сказать о жирафах,
когда ему называлось слово «жираф». Тот факт, что данное нарушение распространяется и на слова и на
изображения, свидетельствует о том, что это нарушение связано с понятиями: пациент отчасти утратил
понятие «жираф» (Farah & McClelland, 1991).
Другие исследования были сосредоточены на процессах категоризации. Одно из направлений
таких исследований показывает, что в определении сходства между объектом и прототипом понятия
участвуют иные участки мозга, чем в определении сходства между объектом и экземплярами,
хранимыми в памяти. Данные исследования основаны на следующих рассуждениях: обработка
Hosted by uCoz