Navigation bar
  Print document Start Previous page
 325 of 700 
Next page End  

экземпляра включает извлечение отдельных примеров из долговременной памяти; как мы знаем из
главы 8, такое извлечение возможно благодаря структурам срединных теменных долей. Следовательно,
пациент с повреждениями в этих областях мозга окажется неспособным к эффективной категоризации
объектов на основе процесса, включающего обработку экземпляров, хотя способности такого пациента
к использованию прототипов могут оставаться в норме. Именно об этом и свидетельствуют результаты
исследований.
В одном из таких исследований пациенты, страдающие повреждениями срединных височных
долей, а также нормальные испытуемые проходили тестирование с использованием двух различных
заданий. В одном задании от участников исследования требовалось научиться рассортировывать
паттерны точек по двум категориям (см. примеры на рис. 9.6); в другом задании от испытуемых
требовалось научиться рассортировывать картины по двум категориям, соответствующим двум
различным авторам. Независимые свидетельства показывали, что только второе задание требовало
извлечения из памяти экземпляров. Пациенты овладевали понятиями, связанными с паттернами точек,
столь же легко, как и здоровые участники, однако они справлялись намного хуже здоровых участников
с заданием, предполагающим овладение понятиями, связанными с картинами (Kolodny, 1994).
Рис. 9.6. Примеры паттернов точек, используемые при изучении категоризации у
пациентов, страдающих амнезией. После того как индивидуумы усвоили тот факт, что все учебные
образцы принадлежат одной и той же категории, им предстоит решить, относятся ли тестовые
образцы к той же категории (адаптировано по: Squire & Knowlton, 1995).
Это говорит о том, что использование экземпляров определяется структурами мозга,
опосредующими долговременную память, тогда как использование прототипов при категоризации
должно определяться другими структурами. В другом исследовании изучался пациент, практически
неспособный передавать любую информацию в долговременную память, однако успешно
справлявшийся с заданиями, включающими паттерны точек. Таким образом, очевидно, что
категоризация, основанная на прототипах, не зависит от структур, опосредующих долговременную
память (Squire & Knowlton, 1995).
Изложенное выше свидетельствует о том, что существуют нейрологические различия между
категоризацией, основанной на прототипах, и категоризацией, основанной на сохраняемых в памяти
экземплярах. А как обстоит дело с категоризацией, основанной на правилах? Одно из последних
исследований показывает, что использование правил включает иные нейронные структуры, чем
процессы, основанные на сходстве. Две группы испытуемых были обучены категоризовать
воображаемых животных по двум категориям, в соответствии с тем, были эти животные с Венеры или с
Сатурна. Одна группа испытуемых была обучена производить категоризацию на основе сложных
правил, например: «Это животное с Венеры, если у него антенноподобные уши, вьющийся хвост и
копыта на ногах; в противном случае это животное с Сатурна». Другую группу обучили категоризовать
Hosted by uCoz