Navigation bar
  Print document Start Previous page
 346 of 700 
Next page End  

названием голода.
Мотивация — это состояние, активизирующее и направляющее наше поведение.
Субъективно такие состояния переживаются нами как сознательные желания. Большинство из
нас могут выбирать, действовать или не действовать согласно своим желаниям. Можно заставить себя
отказаться от желаемого и принудить себя делать то, чего не хочется. Мы можем даже свободно решить
не думать о тех желаниях, от исполнения которых отказываемся, Значительно труднее — а может быть,
и невозможно — непосредственно контролировать свою мотивацию. Мотивы существуют помимо
нашей воли. Трудно не хотеть еды, когда голоден. Когда жарко или хочется пить, нельзя удержаться от
желания прохладного ветерка или холодного напитка. Сознательный выбор — это больше следствие
мотивационных состояний, чем их причина. Что же управляет нашими мотивами, если не собственный
рациональный выбор?
Причины мотивов варьируются от самых микроскопических, к которым относятся
психологические события, происходящие в теле и мозге, до макроскопических, охватывающих
культурные и социальные взаимодействия с другими окружающими нас индивидами. В этой главе мы
обсудим вопросы регуляции органических мотивов, таких как жажда, голод и секс. Эти мотивы
возникают преимущественно из нашей биологической наследственности и вскрывают общие принципы
действия мотивов и вознаграждений, направляющих поведение как человека, так и животных.
Социальные устремления и культурные влияния на мотивацию мы рассмотрим позже.
<Рис. Причины мотивов варьируются от таких физиологических явлений, как жажда, до
социальных амбиций и культурных влияний, порождающих, например, стремление к достижению
успеха.>
В связи с органическими мотивами, к которым относятся голод, жажда и секс, психологи
традиционно различали два вида теорий мотивации. Это различие связано с тем, откуда исходит
мотивация, чем она вызывается и как контролирует поведение. С одной стороны, есть теории
потребностей, в которых подчеркивается роль внутренних факторов в мотивации. Считается, что
некоторые внутренние потребности, имеющие связь с голодом и жаждой, отражают основные
физиологические нужды. У таких мотивов, как секс и агрессия, факторы потребности меньше
привязаны к абсолютным физиологическим нуждам. В конце концов, испытываем ли мы нужду в
агрессивном нападении на другого в той же степени, в какой нуждаемся в еде и питье? И все же
агрессия и секс являются потребностями в том смысле, что важными часто оказываются такие
внутренние факторы, как гормональное состояние, и в том смысле, что они могли первоначально
развиться как средство удовлетворения основных нужд, относящихся к сохранению рода.
С другой стороны, есть теории побуждения, подчеркивающие мотивирующую роль внешних
событий или целей, к которым мы стремимся. Еда, питье, сексуальные партнеры, объекты нападения,
отношения с другими, уважение, деньги и вознаграждения за успех — все это побудители. Побудитель
является предметом нашей мотивации. В конце концов, наши мотивы действуют не в пустоте: когда мы
хотим, мы всегда хотим чего-либо. Природа этого чего-то подталкивает нас в том или ином
направлении. Так мы находим определенный побудитель и работаем на него. Целью может быть
вкусная еда, питьевая вода, партнер для взаимодействия, изгнание незваного гостя или обладание
оспариваемым ресурсом. Многие побудители объединены общим свойством: они обладают функцией
подкрепления. Они могут вызывать удовольствие и подкреплять направленное на них поведение.
Некоторые побудители имеют свойство первичного подкрепления и способны действовать как
вознаграждения независимо от предварительного научения. Например, сладкий вкус или сексуальное
ощущение могут быть приятны с первого раза их появления. Другие побудители имеют свойство
вторичного подкрепления, обретая свой статус отчасти через процесс научения, в котором
устанавливаются их связи с другими событиями. Например, деньги или хорошая должность могут быть
сильными побудителями, основанными на культурном опыте знакомства с ними и с тем, что они собой
представляют. У животных условный стимул, предъявлявшийся в сочетании с пищей, может служить
сильным подкреплением. В каждом случае научение играет решающую роль в формировании
вторичного подкрепляющего агента. Научение может, хотя и в меньшей степени, играть роль даже в
модулировании силы действия некоторых первичных подкрепляющих агентов. Например, вы,
возможно, были голодны, когда родились, но при этом у вас не было никакого представления о тех
видах пищи, которые вы предпочитаете сейчас. Теории мотивации как побуждения основное внимание
уделяют связи между научением и опытом в управлении мотивами.
Теории, в которых мотивация рассматривается либо как потребность, либо как побуждение, по-
разному подходят к регулированию мотивов. Но теоретическое различие между ними коренится скорее
Hosted by uCoz