Navigation bar
  Print document Start Previous page
 406 of 700 
Next page End  

фотографии. Культуры могут различаться факторами, вызывающими те или иные эмоции, а также
правилами надлежащего проявления эмоций. Способность распознавать эмоциональное выражение
локализована в правом полушарии мозга и неврологически отлична от способности к узнаванию лиц.
5. Помимо коммуникативных функций, выражение эмоций способствует их субъективному
переживанию (гипотеза обратной связи). В пользу этой гипотезы говорит то, что, когда люди
преувеличивают реакции своего лица на эмоциональные стимулы, они сообщают о более сильном
эмоциональном ощущении.
6. Пребывание в эмоциональном состоянии имеет некоторые общие последствия. Одно из них —
это то, что эмоция может иногда придать человеку энергии, а иногда «разрядить» его. Умеренная
эмоция вызывает оживление, но сильная может быть разрушительной. Другая общая реакция на
пребывание в эмоциональном состоянии заключается в том, что событиям, совпадающим с нашим
настроением, уделяется больше внимания и они лучше запоминаются. Еще одно следствие состоит в
том, что эмоциональный настрой влияет на оценку нами людей и объектов, а также на оценку того, что
случится в будущем. В плохом настроении мы относительно завышаем свои оценки частоты
рискованных случаев в жизни; в хорошем настроении эти же риски оцениваются как относительно
редкие.
7. Агрессия — это типичная форма реагирования при гневе (хотя она может возникать и по
другим причинам). Согласно ранней психоаналитической теории, агрессия есть органическая
потребность, возникающая в результате фрустрации; согласно теории социального научения, агрессия
есть реакция, приобретенная в научении.
8. Гипотеза, по которой агрессия приравнивается к одной из органических потребностей (как и
голод), подтверждается некоторыми исследованиями биологических механизмов агрессии. У низших
животных агрессия контролируется нервными механизмами гипоталамуса. Стимуляция гипоталамуса у
крысы или кошки ведет к реакции ярости или убийства жертвы. У человека и других высших
млекопитающих агрессивное поведение в основном контролируется корой мозга, и значит, на него
сильно влияет прошлый опыт и социальная среда. Даже у человека, однако, есть некоторые
биологические основы агрессии (например, уровень тестостерона у мужчин).
9. Согласно теории социального научения, агрессивные реакции могут приобретаться путем
подражания и учащаться при положительном их подкреплении. Дети чаще выражают агрессивные
реакции, когда они подкрепляются к таким действиям (например, когда жертва дрожит или плачет), чем
когда они за такие действия наказываются (жертва контратакует).
10. Данные показывают, что агрессия либо усиливает последующее агрессивное поведение, либо
оставляет его на прежнем уровне. Так, когда студентам колледжа дают возможность бить током другого
человека (который не может ответить), они становятся все более карательными. Косвенное выражение
агрессии оказывает сходное действие: существует положительная связь между количеством насилия,
воздействующего на детей с телеэкрана, и степенью агрессивности их действий.
Ключевые термины
эмоции
когнитивная оценка
прекогнитивные эмоции
агрессия
катарсис
Вопросы для размышления
1. Исходя из того, что развитие эмоций было обусловлено тем фактом, что они служат полезным
целям, каким целям (если таковые имеются) могут служить крайние проявления эмоций, такие как
тяжелая депрессия или хронический гнев?
2. В последние годы получило широкое распространение понятие эмоционального интеллекта —
способности понимать и регулировать собственные эмоции. Что означает, по-вашему, быть
эмоционально интеллигентным в нашем обществе? Как, с вашей точки зрения, проявления
эмоционального интеллекта могут различаться от культуры к культуре?
Дополнительная литература
Hosted by uCoz